/
Учителю

Куда движется образование: версия «Открытых инноваций»

866

15–17 октября в «Сколково» прошел 7 московский международный форум «Открытые инновации», в том числе посвященный будущему образования. Разбираемся, какие изменения по мнению теоретиков и практиков ждут учеников, учителей и всех остальных.

Весь форум был посвящен источникам цифрового прорыва: говорили о том, как должна меняться экономика и жизнь в России в цифровую эпоху. В первый день говорили о главных источниках — кадрах и образовании. Эксперты выделили четыре направления, в которых будет развиваться система образования: цифровизация и модернизация системы образования, концепция обучения длиной во всю жизнь, персонализация образования, вложение ресурсов в EdTech.

Цифровизация и модернизация образования

То, что онлайн-технологии меняют традиционную модель образования, ясно почти любому учителю и ученику без экспертов. Но у перехода в онлайн есть и проблемы. Дмитрий Калаев, директор образовательных программ ФРИИ, считает, что онлайн-образование дешевле и с его помощью можно дотянуться до большего числа людей. Но онлайн-обучение может снизить качество знаний.

Чтобы этого избежать, нужно научиться использовать VR, новую технологию, связанную с виртуальной реальностью. В виртуальной реальности ученик почти уверен, что все происходит на самом деле — например, при обучении создается иллюзия игры за настоящей доской с серьезным соперником. Чем больше вовлеченность, тем быстрее происходит обучение. Сотрудник «Сколково» Ярослав Слободской-Плюснин считает, что VR не заменит реальное обучение, но больше к нему приближено, чем обычный онлайн-тренажер. Онлайн-обучение дает возможность зарабатывать школам. Если у них получается разработать интересный продукт, то дети откликаются и зовут своих друзей на обучение. Пока онлайн-обучением больше занимаются частные школы и образовательные платформы, но и до бюджетных школ волна дойдет. Тем более, есть много относительно недорогих платформ для создания онлайн-курсов. Эксперты хвалили цифровое образование, но обращали внимание на развитие критического мышления. Евгений Осоченко, директор проектных программ «Росатома» считает, что нынешние школьники обладают уникальной информационный грамотностью, но часто не умеют выстроить знания в критическую систему. Это важный момент — через десять лет, когда цифровой грамотностью будут обладать все, важны будут «мягкие навыки», умение общаться, приспосабливаться к разным условиям.

Программы обучения длиной во всю жизнь

Технологии меняются слишком часто, чтобы выучиться им один раз в жизни. Эксперты считают, что сейчас недостаточно учиться новому каждый пять лет — нужно делать это каждый день. Формировать такое отношение к учебе нужно с младшей школы. На форуме приводили статистику, по которой уровень достижений учеников падает от начальной школы к старшей. Учителя придется не только вовлекать учеников, но и «держать на крючке» все одиннадцать лет, приучать их к постоянному самообразованию. Обучение не должно заканчиваться никогда: на форуме обсуждали и образовательные программы для пожилых людей. Пока бесплатные программы реализуются через центры занятости, к тому же нет возрастного ценза в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Но бесплатных онлайн-курсов для пожилых людей почти нет. Обучение длиной во всю жизнь снижает ценность дипломов и других документов, подтверждающих образование. Для работодателя важнее фамилии преподавателей и названия компаний, в которых студент проходил стажировку. С другой стороны, на онлайн-платформах Coursera или «Открытое образование» можно пройти курсы почти любого сильного зарубежного университета и получить об этом сертификат.

Персонализация образования

В будущем каждый ученик сможет получить индивидуальную программу образования. Скорее всего, строить ее будут не методисты, а «машины» на основе данных о студенте. В Сингапуре и США проводят эксперимент по анализу вовлеченности школьников во время занятий. В каждом классе установлены видеокамеры, снимающие лица учеников. Затем специальные программы фиксируют эмоции школьников, определяют уровень вовлеченности и создают образовательные маршруты.

Но цифровые технологии не отменят традицию наставничества, даже наоборот. Роль тьюторов, кураторов со стороны работодателей будет только расти. Каждому ученику нужно помогать привыкнуть к будущему месту работы, даже если ему только 14 лет, считает директор корпоративного института «Сибур» Наталья Ямщикова.

Инвестиции в EdTech

Понятно, что в цифровую эпоху будет расти ценность выпускников технических вузов. Как считает вице-президент Siemens Мартин Гитсельс, именно технические вузы обеспечат передачу знаний от одного поколения к другому. Но работодателям важно, чтобы выпускник не останавливался в своем обучении и развитии, иначе он не справится с вызова будущего.

С одной стороны, возрастет спрос на физико-математические школы. С другой стороны, математический «уклон» не означает, что выпускник автоматически поступит и доучится на программиста или инженера. Эксперты отмечают, что возрастет число школ, созданных при поддержке госкорпорации или частных компаний — например, школы с энергетическим или «нефтяным» уклоном.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
317
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
150
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
194