Много лет тому назад, когда я была ещё совсем юной, моя бабушка делилась воспоминаниями о работе в школе. Дело было в далёкие 1930-е годы. Советская школа, портреты Сталина в каждом кабинете. Идет урок русского языка и литературы. Бабушка моя стоит у доски, объясняет тему, ребята внимательно слушают. Шестой класс. И вдруг одна девочка просит разрешения выйти из класса. Но по возвращении из "дамской комнаты" девочка падает в обморок.
Урок сорван. Детишек отпустили. Бабушка, совсем молодая выпускница педагогического института, в растерянности. Как же так, что делать? Зовут на помощь медсестру. Та быстро решает вопрос с помощью нашатырного спирта. И тут девочка, приходя в сознание, начинает плакать.
"Не надо меня спасать! Я умираю!" — бабушка, услышав это, не знала, что и подумать. Как же так, девочка?!
"Почему ты так говоришь? Что с тобой?" — девочка стала плакать пуще прежнего. Медсестра в недоумении застыла.
"Я не могу это сказать," — выдавила из себя ученица и снова заплакала. И вот какими-то наводящими вопросами выяснилось, что у девочки началась первая менструация.
К этому событию ребёнок оказался не готов. Интернета не было, в СМИ об этом не писали, девочку воспитывал отец. Бабушка вспоминала всегда об этой истории со слезами. Ведь казалось бы, такой интимный момент, переход во взрослое состояние почти сакрален. Подростку требуется поддержка, принятие, соучастие взрослого. И к кому обратиться девочке, живущей в неведении, что происходит с её телом? Кому рассказать? С кем поделиться своими мыслями? Учитель становится в этом случае опорой и поддержкой ребёнка в этом сложном процессе.
Сейчас времена изменились. О менструации знают не только девочки, но и даже мальчики. Реклама гигиенических средств, нижнего белья, эротические видеоклипы транслируются на каналах и в общественных местах, весьма агрессивное насаждение сексуального поведения в СМИ и в шоу-бизнесе — весомый маркер нездорового общества.
Сегодняшние подростки куда более "продвинутые", чем их сверстники из предыдущих эпох. Однако это всё равно не умаляет роль педагога в этом трудном возрасте. Половое созревание человека — весьма сложный период, требующий бережного, деликатного отношения со стороны взрослых и аккуратного решения возникающих вопросов.
Порой родители стесняются с детьми разговаривать на темы сексуальных отношений. Им кажется, что "дети всё уже сами знают". Однако на самом деле далеко не всегда обилие информации на пикантные темы скорее вредит, нежели помогает детям.
Именно поэтому учителю необходимо выстроить доверительные отношения с классом. Ведь он является очевидцем взросления ребёнка со всеми вытекающими рисками. Гормональные изменения в организме, всеобщий доступ к "взрослым" сайтам, повышенное подростковое либидо как у девочек, так и у мальчиков нередко приводит к ряду неблагоприятных последствий:
-
Снижается успеваемость;
-
Нередко возникают гиперсексуальность подростков;
-
Агрессия, жестокость, неадекватное поведение являются следствиями безграмотного сексуального воспитания;
-
Снижается мотивация к учёбе и к ценностным ориентирам в жизни.
Современная "поп-культура", вытесняющая доброе, разумное и вечное, усиленно навязывает нам модели развязанного поведения, нецензурную лексику, буквально овладевает не окрепшими умами детей, которые желают быть похожими на своих нынешних "кумиров". Что делать учителю в этих условиях?
Во-первых, искренняя поддержка ребёнка и класса в период гормонального всплеска — это главное условие экологичности микроклимата в классе.
Во-вторых, необходимо проводить (лучше совместно с психологом) занятия, классные часы, посвященные милосердию, состраданию (в том числе оказывать посильную помощь приютам для животных, например, приглашать волонтеров, спасателей, пробуждать в детях чувство сопричастности к спасению).
В-третьих, деликатно доносить до подростков ценности первой любви, первых романтических переживаний. Через поэзию, красивые фильмы “Чучело”, “Вам и не снилось”, “Когда я стану великаном” и другие.
В-четвёртых, учителю необходимо стараться контролировать свою эмоциональную сферу, поэтому профилактические занятия, тренинги с психологом помогают педагогу избежать неблагоприятных симптомов выгорания.