Учителя совращают учеников, издеваются над младшеклассниками, унижают, бьют — такие случаи периодически обсуждаются в СМИ. Не говоря о подозрениях в преступлениях: насилие, злоупотребление служебным положением, наркоторговля. Разбираемся, так ли это, в чем причины такого поведения учителей и как его избежать.
Это тенденция?
Число правонарушений против несовершеннолетних растет год за годом, но нет данных о том, сколько правонарушений совершают именно учителя. В СМИ попадают самые громкие случаи и по ним, конечно, нельзя судить, насколько часто педагоги нарушают закон. Поэтому о тенденции говорить рано.
Закон на стороне детей, но как держать дисциплину, когда «ничего нельзя»
Ажиотаж вокруг «учительских преступлений» возникает по двум причинам: — такое поведение учителей контрастирует с высоким моральным статусом профессии педагога, возникшим еще в СССР — чаще всего от правонарушений педагогов страдают дети
Этого не было раньше или просто замалчивали?
В СССР по-другому строились отношения между учителями и учениками. С одной стороны, дистанция была больше — авторитет учителя был непререкаем. С другой стороны, эта дистанция не мешала строить теплые доверительные отношения. Уважение к учителю подпитывало его, с гневом, даже если он возникал, было проще справиться.
У учителя была цель — вырастить будущего гражданина. И для достижения этой цели он использовал разные средства — от трудового воспитания до удара линейкой по голове. Сейчас недопустимо ни то, ни другое — и это плюс. Но похоже советских учителей такой выплеск агрессии спасал от выгорания и выхода за рамки законов.
По вине учителей случались трагедии. Например, в 1961 году по вине учителя физики сгорела школа в Чувашии — погибли 106 человек. Учитель был осужден на 10 лет лагерей, но в СМИ не было ни слова о случившемся.
Виноваты молодые учителя или стажисты?
Можно обвинить молодых учителей в некомпетентности, а стажистов в выгорании. Есть два «но». В России нет единого рейтинга учителей, поэтому нельзя сказать, что молодые учителя некомпетентней стажистов. Чем больше опыт работы, тем выше результаты — на одной энергии юности далеко не уедешь. И правонарушения совершают учителя вне зависимости от возраста.
Второе «но» — с опытом работы к некоторым педагогам приходит умение отключаться от проблем и восстанавливаться. Выгорание — одна из главных проблем педагогов, но способы восстановления есть. Это периодический отдых, доверительные отношения с учениками и родителями, постоянное саморазвитие.
Учителя злоупотребляют властью и авторитетом?
Точной статистики нет. Но педагог в любом случае получает власть над учениками вне зависимости от стиля общения. Авторитарный педагог завоевывает власть с помощью построения жесткой дисциплины, демократичный — за счет доверия детей к нему. Единственный способ избежать злоупотреблений — всегда осознавать свои действия. Если кажется, что у вас появились любимчики или вы начинаете шантажировать учеников походами к директору, значит вы начинаете злоупотреблять властью.
Как избежать злоупотреблений?
- Осознавать свои действия. Даже если пришлось кричать на учеников, нужно не убегать от этой ситуации, а понять из-за чего она случилась и как ее избежать в дальнейшем.
- Держать дистанцию в отношениях с учениками. Какими бы близкими не были отношения, они все равно должны оставаться в деловом русле.
- Тренироваться. Учиться управлению гневом, изучать правовую литературу, чтобы знать свои права и права учеников, посещать курсы повышения квалификации.
- И чаще отдыхать.