/
Учителю

Правила безопасности — на перемене, выезде, коллективном мероприятии

2662

На учителя возложено много дел и обязанностей, но главной остается работа с детьми, в том числе и ответственность за безопасность детей во время образовательного процесса, на переменах, на выездных мероприятиях. На эксперт Татьяна Грохова, старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД, рассказывает про основные правила безопасности и как их донести до учеников. 

Правила безопасности на перемене

Главные документы:

СанПиН обязывает делать между уроками хотя бы пятиминутные перерывы, более того, по нормативам дети обязаны покинуть класс, а само помещение необходимо проветрить. Не отпускать на перемену — прямое нарушение, при этом статистика показывает, что самый большой риск  у школьника быть травмированным именно в такие короткие перерывы. Свести к минимуму возможные риски, связанные с гиперактивным поведением школьников, можно организационно-административными методами. 

Основные правила безопасности на школьных переменах

  • Дети младших классов должны проводить перемены в помещениях, где максимально защищены травмоопасные зоны: на первом этаже, отопительные батареи закрыты защитными сетками со сглаженными углами, пол не скользкий, ручки дверей имеют безопасную форму. 

  • Желательно, чтобы дети младших классов не пересекались с более старшими детьми.

  • Дежурный учитель должен обеспечивать присмотр за маленькими школьниками, которые находятся в общих помещениях.

  • Ознакомить детей с техникой безопасности для школьников и правилами поведения на школьных переменах в доступной форме. Убедиться, что дети понимают эти правила.

Хороший способ снизить травматизм — периодически позволять младшим школьникам реализовать свою энергию: организовывать и проводить зарядки или мини-игры. Хорошо, когда на территории школы есть безопасная спортивная площадка, где ученики младших классов могут активно провести время под присмотром дежурного учителя.

Правила безопасности дорожного движения

Главные документы:

Дети должны изучать правила дорожного движения в рамках школьных уроков, а также классных часов, посвященных этой теме. Такова позиция и Министерства образования, и ГИБДД, и родителей. 

Чаще всего о правилах дорожного движения и поведения в общественном транспорте — о возможных типовых ситуациях, в которых может оказаться ученик — рассказывает учитель. После инструктажа учитель должен собрать подписи детей и их родителей. Можно (и проще всего) собрать родителей, прочитать им такой же инструктаж и собрать подписи. Еще один вариант — отдать ребенку бланк и попросить родителя поставить подпись. Лучше, чтобы ребенок пересказал родителю инструктаж: тогда родитель поймет, что ребенок знаком с правилами, и сможет спокойно подписать.

Учитель не должен сам придумывать или искать информацию для инструктажа. Это задача ответственного за охрану труда и безопасность школьников. Именно он составляет текст инструктажа, придумывает ситуации и распечатывает бланки.

Правила безопасности при проведении выездного мероприятия

Главные документы: 

Выездное мероприятие для школьников — это мероприятие, которое проводится за территорией образовательной организации с целью посещения каких-либо объектов в рамках образовательной программы. У каждой школы должен быть локальный акт и зафиксированный алгоритм действий при организации подобных выездов, где четко указана последовательность действий учителя до, вовремя и после мероприятия, а также документы, которые необходимо ему подготовить. 

Количество сопровождающих зависит от группы: до 20 человек достаточно 2 сопровождающих, свыше 20 — нужно 3 человека.


Помимо педагога сопровождать группу и выступать в качестве подотчетного может и другое лицо, не состоящее в штате образовательного учреждения, например, кто-то из родителей обучающихся лиц. Законодательство это допускает. 

Направление школьников на спортивные или образовательные мероприятия

Главные документы:

  • Приказ Минобрнауки России от 4 апреля 2014 года. Правила проведения олимпиад для школьников. В пункте 14 в числе обязанностей организатора олимпиады предусмотрено заблаговременное информирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц, заявивших о своем участии в олимпиаде, о сроках и местах проведения олимпиады, условиях и требованиях по ее проведению.

По закону “Об образовании” в числе основных прав обучающихся закреплено развитие их творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях (п. 22 ч. 1 ст. 34). Как школа и педагог должны правильно документально оформить направление школьников на олимпиаду (конкурс, турнир)?

  • Ознакомить родителей несовершеннолетних учащихся с Приказом Минобрнауки от 4 апреля 2014 года, взять с них письменное согласие на направление детей на состязание, а также заручиться согласием на обработку их персональных данных.

  • Ознакомить совершеннолетних школьников с Приказом Минобрнауки от 4 апреля 2014 года и получить от них письменное согласие на обработку персональных данных.

  • Издать приказ руководителя о направлении обучающихся на мероприятие с указанием списка лиц.

Школьная травля: действия учителя

Школьная травля (или буллинг)  一 серьёзная проблема, с которой сталкиваются около 60 % школьников  по данным опроса НИУ ВШЭ 2018 года. Важно понимать, что основная ответственность за детскую жестокость ложится на педагога, допустившего развитие конфликта. Подобное поведение — преступление и наказывается соответственно.

Чтобы в классе начался буллинг, достаточно двух условий: потенциальная «жертва» и один сильный лидер, а также молчание со стороны учителя. Если дети чувствуют свою безнаказанность, они будут продолжать.

Что делать, чтобы не допустить травлю? Специалисты по медиации советуют два главных действия со стороны педагога:

  • Пресечь в зародыше. Учитель обязан занять чёткую позицию: заявить, что любые насмешки в его классе неприемлемы.

  • Создать и развивать командный дух. В коллективе с благоприятным психологическим климатом не возникнет травли: наладить отношения в классе помогут внеклассные занятия и совместные игры.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курс
Наглядно о ПДД
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
423
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
227
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
265