/
Воспитателю

Практические методы борьбы с профессиональным выгоранием среди воспитателей ДОУ

304
Автор статьи
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

В условиях социального и экономического хаоса, обусловленного политическим, идеологическим, нравственным аспектами, связанными с присвоением чуждых нашей культуре образцов поведения, актуализацией потребительства, ростом равнодушия в отношениях, нарастающей психологической отчуждённостью взрослых от мира детства, важен целостный подход к ребёнку.

Дети и стресс: где взять силы воспитателю

Неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и психическом здоровье. Уже с дошкольного возраста ребёнок находится в развёрнутом социальном пространстве, где на сознание давит хаотичный поток информации, открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий.

В этих условиях воспитателю важно сохранить целостность, эмоциональную устойчивость, навыки управления состояниями с целью выстраивания конструктивного отношения с собой, родителями и каждым конкретным ребёнком.

Насколько это возможно? Что может сделать каждый воспитатель, чтобы себя «не растерять» и, в то же время, оставаясь в ресурсе, организовывать конструктивное взаимодействие с детьми и их родителями?

Давайте разбираться!

Секреты гармоничного дошкольного воспитания

Во-первых, воспитателю важно помнить о специфике дошкольного возраста, ключевыми признаками которого является кризис трёх лет и важность игры как ведущего вида деятельности, через который ребёнок познаёт мир.

«Воспитатель – это профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека (воспитанника)»

(Л. С. Выготский)

В этом смысле не нужно спешить с форсированной подготовкой детей к школе, в ущерб им и себе, физическому и психическому здоровью.

В этом плане важно сконцентрироваться на реализации профессиональных компетенций педагога ДОУ:

  • умении организовать предметно-манипулятивную и игровую деятельности в безопасной для ребёнка среде;

  • владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития дошкольников;

  • уметь планировать, реализовать и анализировать образовательную работу с детьми дошкольного возраста;

  • владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга процесса развития детей и средствами психолого-педагогического просвещения родителей.

Во-вторых, важно помнить о ведущих условиях обучения дошкольников:

  • принцип малых шагов («слона сразу съесть невозможно»);

  • учёт принципов воспитания (проявлять уважение к ребёнку, сравнивать только с самим собой, как можно больше хвалить, выдвигать понятные требования, создавать ситуации успеха);

  • акцент на зону ближайшего развития (Л. С. Выготский) с осознанием того, что для ребёнка нормально – не мочь;

  • наличие выбора в действиях;

  • включённость в игру;

  • роль мамы как главного, самого близкого человека в жизни ребёнка, связь с которой закладывает чувство доверия к себе, миру и другим.

Невнимание к данному условию приводит к возникновению страхов и тревожности у ребёнка, протестному поведению, негативизму.


2 курса по профилактике эмоционального выгорания:

Профессия воспитателя: между эмпатией и выгоранием

Ключевой аспект в деятельности воспитателя – ясное осознание факта о том, что детство – это фундамент жизни, её этап: «Чем это сегодня ребёнка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребёнка сегодня. Ради завтра, которое ребёнок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни» (Януш Корчак).

Понимание процессов, происходящих с ребёнком, требует от воспитателя владения эмпатией, умения управлять состоянием, навыков гибкости и мобильности, осознания того, что дети приходят из разных семей со своими ценностями, подходами к воспитанию, уровнем благополучия. Перечисленные аспекты характеризуют уровень профессионализма воспитателя, степень владения востребованными компетенциями, что, по большому счёту, должно помогать реализовывать каждому педагогу свою миссию без напряжения.

Однако в условиях серьёзной нагрузки, в силу феминизированности профессии, несовершенства организации учебно-воспитательного процесса, личной неустроенности, педагоги уже спустя год-два начинают замечать в действиях, реакциях первые признаки выгорания.

Что делать?

Прежде всего, со стороны администрации и психологов ДОУ важно создавать условия для профилактики, направленной на предотвращение воздействия «провокаторов» синдрома эмоционального выгорания у педагогов, включающей в себя систему мер:

  • разъяснять сотруднику роль в структуре образовательного учреждения, обозначать перспективу роста;

  • помогать молодым специалистам на начальном этапе работы;

  • стимулировать педагогов;

  • создавать благоприятный психологический климат (тренинги, деловые игры, семинары-практикумы);

  • внедрять программы по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Задача руководителя - создавать оптимальный климат для работы педагогического коллектива, в котором преобладает заинтересованность, уважение.

Помимо этого, каждому педагогу важно осознавать, что он ответственен за свою жизнь, за всё то, что в ней происходит.

В этом смысле полезно проанализировать жизнь с точки зрения заполненности секторов колеса баланса. Технология наглядно покажет, где «пусто», а где «густо». Важно помнить о том, что работа – часть жизни.

Во-вторых, найти время только для себя: массаж, прогулки (без шопинга), нейрографика, бассейн, танцы… Всё, что откликается в душе. Раз в неделю!

В-третьих, работать ежедневно с состояниями и мышлением. Практик много: Седонский метод, дневник СМЭР (состояние, мысли, эмоции, реакции).

Когда человек уделяет внимание телу, ощущениям, чувствам, владеет техниками работы с состояниями и убеждениями, он становится мастером жизни.

В-четвёртых, если педагог осознаёт, что сам не справляется, важно обратиться за помощью. Благо, сегодня много специалистов помогающих профессий. Не нужно думать, что само собой всё пройдёт. Это не так. Как правило, ситуация только усугубляется.

В-пятых, быть честным с собой и честно ответить себе на вопрос: «Я работаю здесь потому, что это моё, мне нравится взаимодействовать с детьми? Или я прихожу из состояния «Что делать, куда деваться?»

Как только человек честно отвечает себе на эти вопросы, в жизни начинаются изменения. Потому что психологически зрелый человек находится там, где ему хорошо. И только психологически зрелый человек может нести в полной мере то «доброе, вечное», что так важно для детей.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курсы повышения квалификации для учителей, воспитателей, логопедов и тьюторов. Удостоверение через месяц!
Подробнее

Читайте также

ТОП 5 современных игр в копилку вожатого
ТОП 5 современных игр в копилку вожатого
23.05.2025
549
Задержка психического развития у детей: ранние признаки и интервенционные стратегии
Задержка психического развития у детей: ранние признаки и интервенционные стратегии
30.04.2025
735
Роль народных традиций и этнокультурных практик в воспитательном процессе
Роль народных традиций и этнокультурных практик в воспитательном процессе
21.04.2025
412