/
Учителю

В школу после педунивера: шпаргалка

619

Выпускные прошли не только в школах, но и в педагогических вузах. Разбираемся ,что нужно знать бакалаврам и магистрам перед тем, как штурмовать школы.

Деньги

В школе можно заработать — иначе учителей не было бы в принципе. Зарплата складывается из нескольких переменных: ставка, компенсационные выплаты и стимулирующие.

Ставок нужно брать больше одной. В первый год будет сложно, придется писать программы, писать с нуля каждый урок. Дальше будет чуть проще, хотя учебные программы нужно регулярно обновлять, никто не заставляет делать это полностью.

Из компенсационных выплат заплатят подъемные и региональный коэффициент — доплаты за труд в регионах с особыми географическими условиями. Стимулирующие зависят от педагога: через два года можно подать заявление на категорию, можно работать на «отлично» и получать квартальные доплаты за результативность, можно взять дополнительные обязанности — классное руководство, заведование кабинетом, внеуроучная деятельность.

На какие деньги от государства может рассчитывать педагог

Молодым учителям почти во всех регионах РФ полагаются подъемные: единовременная выплата выпускникам педагогических вузов, идущим работать по специальности, ежемесячные выплаты в течение нескольких лет. В некоторых регионах действуют программы льготной покупки жилья. Например, в Пермском крае, молодой педагог, уезжающий преподавать в сельскую местность, может претендовать на миллион рублей для покупки или строительства жилья.

Законы

Молодые педагоги, как и все остальные, подчиняются нескольким основным законам — конституции РФ, закону «Об образовании», Гражданскому, Административному и Уголовному кодексам. Чтобы не допустить нарушения своих и чужих прав, нужно изучать локальные нормативные акты, изданные в школе.

Обращайте внимание на пункты трудового договора — найдите типовой документ и сравните договор с ним. Если есть непонятные тонкости, изучайте комментарии юристов.

Обязанности педагогов указаны в законе «Об образовании». Локальные акты, изданные в школе, не должны нарушать их. Например, педагоги не несут прямой ответственности за оценки учеников и ни в каком акте не должны быть указаны наказания за плохую успеваемость.

Знания

Педагог должен быть подготовлен по трем направлениям: знать свой предмет, обладать методическими знаниями и навыками, уметь выстраивать отношения с учениками, родителями, коллегами.

Изучите примерную программу по своему предмету или познакомьтесь с программами коллег. Если понимаете, что не знаете или не помните некоторые темы, выделите время и изучите их. Изучайте их тщательней других — придется не только вспомнить самому, но и понять, как объяснять ученикам.

Изучите видео открытых уроков — скорее всего в школе есть свои фонды с записями. Смотрите на базовые элементы урока: как коллеги ставят цели, проводят опросы, раскрывают содержание урока, проводят рефлексию. Изучайте педагогические стили — ваш сформируется в процессе работы, пока можно копировать понравившиеся приемы у коллег.

Постоянно развивайтесь: слушайте советы коллег, даже если не каждый будете выполнять, записывайтесь на вебинары. Выбирайте темы разных уровней сложности — какие-то навыки построите с нуля, какие-то улучшите.

Собирайте обратную связь: ученики расскажут, что им нравится, что нет. Некоторые ребята могут даже подсказать литературу, которую они нашли сами по интересующей теме.

Отношения

В современных сериалах школу показывают вместилищем интриг, но многое зависит от конкретных людей. Есть несколько простых правил — любите коллег, учеников и себя.

Не обязательно выполнять советы коллег, но слушайте их и уважайте опыт. Они работают больше вас и знают особенности образовательного процесса и психологию учеников. Просто иногда рассказывают о своем опыте в своеобразной манере.

Любите учеников — именно от них зависит, понравится ли вам работать в школе. Любить — не значит потакать. Разберитесь, зачем вы идете в школу. Если вам нравится помогать детям разбираться в себе, науке и других людях, то скорее всего вы на правильном пути.

Уважайте свои границы — не забывайте об отдыхе. Не давайте никому «ездить на вашей шее». Если вы хотите помогать и берете на себя дополнительные обязанности, выполняйте их. Если у вас нет сил, говорите об этом, щадите себя.

Карьера

Сейчас у молодого педагога не так много путей профессионального роста. Если есть желание и силы участвовать в профессиональных конкурсах, можно вырасти компетентным конкурентноспособным учителем. Если есть методические таланты, можно стать руководителем методического объединения. Учителя с талантами менеджера могут вырасти до заместителя директора, но, как правило, конкуренция высока.

Сейчас Министерство образования РФ разрабатывает новую модель профессионального роста педагогов. Предлагают ввести три должности — учитель, старший учитель, ведущий учитель. У каждого будут свои обязанности: обычный учитель будет высококлассно проводить уроки, старший — помогать учителям в методическом плане, ведущий — в организационном. Возможно, в этой модели будет больше возможностей для профессионального роста. 


Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как управлять вниманием учеников? Приемы и методы из практики педагога
Как управлять вниманием учеников? Приемы и методы из практики педагога
21.02.2024
575
Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?
Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?
21.02.2024
471
Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах
Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах
21.02.2024
561