/
Учителю

Когда, зачем и как общаться с родителями учеников?

7099

У родителей есть свои права и обязанности, связанные с обучением их ребенка в школе. Учитель должен общаться с родителями только по поводу этих прав и обязанностей. Конечно, может быть и дружеское общение между учителем и родителями. Но требовать или, наоборот, отчитываться нужно и можно только в рамках закона «Об образовании».

С какими вопросами приходят родители?

В статье 44 закона «Об образовании» указаны права и обязанности родителей и законных представителей обучающихся. Родители приходят к учителю или классному руководителю, чтобы заявить об этих правах или защитить их.

  • Родители могут прийти с вопросом о форме образования, например, попросить перевести ребенка на домашнее обучение. Скорее всего, с таким вопросом родители пойдут к завучу, но могут разговаривать с классным руководителем или предметниками, у которых ребенок учится хуже всего. Родители могут выбрать иные факультативы или другой иностранный язык и заявить об этому учителю или проконсультироваться у него.

    Как отвечать: Вспомнить, насколько легко дается ребенку предмет. Узнать, сколько времени уделяет ребенок домашним заданиям. Напомнить, что домашнее обучение — большие труд и ответственность для родителей.

  • Родители имеют право интересоваться содержанием образования — посмотреть программы, узнать, почему учитель занимается по определенному учебнику или использует определенное пособие. Также они могут задать вопросы о непонятных образовательных технологиях. Например, учитель ведет уроки в паре с другим преподавателем. Родителей так не учили в школе и им непонятные результаты подобных уроков.

    Как отвечать: Рассказать о своих образовательных методиках, объяснить в чем они заключаются, зачем применяются. Используйте больше примеров и наглядности, родители не обязаны быть в курсе педагогических технологий. Рассказывая об учебнике, не ссылайтесь только на программу или рекомендации Министерства образования и науки. Расскажите, почему вас устраивает этот учебник, сравните с учебниками, по которым могли учиться родители.

  • Родители имеют право интересоваться оценками обучающихся — узнать, как учится ребенок, почему получает те или иные оценки, насколько эти оценки соответствуют реальности.

    Как отвечать: Возьмите учебный журнал, расскажите о темах, которые хорошо или плохо усваивает ученик. Расскажите о важности этих тем и о том, почему именно здесь в плане стоит контрольная работа, за которую ученик получил ту или иную оценку. Если ученик — отличник, не бойтесь его хвалить.

  • Родители могут защищать права и законные интересы обучающихся. Если у ребенка забирают телефон, оскорбляют его, не дают покинуть занятие по уважительной причине, это станет поводом для беседы с учителем.

    Как отвечать: Если вы ошиблись, извинитесь. Если знаете, что были правы, но нарушили права, тоже извинитесь. Если не нарушали прав, а выстраивали дисциплину, объясните, почему повели себя так, а не иначе.

  • К классному руководителю могут прийти с вопросом о проводимых классных часах, психологической диагностике или профилактических беседах.

    Как отвечать: Рассказать о причинах диагностики или беседы. Объяснить ,что права учеников не нарушаются. Если родители не согласны, обсудите с ними, где могут быть нарушены права и, возможно, сходите с ними к психологу или заместителю директора.

Когда вызывать родителей и как объяснить им их обязанности?

Ребенок или родители не соблюдают правила внутреннего распорядка.

Если обучающийся опаздывает на уроки или пропускает их, регулярно не справляется с образовательной программой, нарушает устав школы, это повод поговорить с родителями.

Что говорить: Обязанности обучающегося прописаны в законе «Об образовании». Соблюдать устав школы — одна из таких обязанностей. Значит, в какой-то мере это нарушение закона. Административной ответственности за такие нарушения нет, но формулировка звучит мощно. Но не запугивайте, а постарайтесь узнать причины опозданий или плохих оценок. Предложите помощь в составлении режима дня обучающегося или посоветуйте дополнительную литературу по своему предмету.

Ребенок или родители не уважают честь и достоинство обучающихся, учителей и других работников школы.

Оскорбления, угрозы, хулиганство — нарушения административного кодекса. Их последствия — отчисление из школы, штрафы и иные меры наказания. 

Что говорить: Если нарушает ребенок, постарайтесь узнать у родителей причины. Узнайте, как он ведет себя с друзьями, в другой обстановке. Нужно узнать, есть ли у ребенка конфликт с одноклассниками или сотрудниками школы. Или дело в самом ученике и решать проблему нужно с психологом или другими специалистами. Если родители воспринимают вашу позицию в штыки, не навязывайте свое мнение. Лучше пригласите других специалистов, например, психолога или социального педагога.

Если родители оскорбляют учеников или сотрудников школы, не проводите беседу самостоятельно. Обязательно пригласите представителей администрации. 

Ребенок нарушает другие законы РФ.

Если вы подозреваете ребенка в нарушении закона, пригласите на беседу не только родителей, но представителей администрации и социального педагога. Или предоставьте им провести беседу без вас.

Как общаться с родителями?

При общении с родителями на любую тему соблюдайте несколько правил. Они негласны и не прописаны в законе «Об образовании» или локальных актах. Скорее это правила делового общения.

Дистанция

Вы — профессионал, они — клиенты. Как бы это не звучало, не требуйте абсолютного взаимопонимания. Не нужно фамильярничать. Даже если вы одного возраста и давно общаетесь по имени, общайтесь на «вы». 

Вежливость

Вежливость — это не только «вы» и обращение по имени-отчеству. Это еще и способность выслушать не перебивая, умение задавать вопросы аккуратно и не повышать тон беседы. 

Равноправие и признание в родителе эксперта

Родители — такие же участники образовательного процесса, что и вы. Они имеют право на точку зрения по поводу образовательной программы, отношения к ребенку, способов мотивации. К тому же они общаются с ребенком дольше вас и знают о многих его особенностях. Попросите совета или помощи.

Аргументация

Если родители не соглашаются с вашей точкой зрения, аргументируйте ее. Вы тоже эксперт, особенно в области педагогики и вашего предмета. Вежливо и подробно объясните, почему вы действуете так, а не иначе. Приведите примеры, понятные родителям.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
423
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
226
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
265