/
Учителю

Как помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?

839

ЕГЭ и подготовка к нему — это стресс для всех, но сильнее взрослых страдают дети. Родитель может как навредить, так и помочь. Разбираемся, как поддержать ребенка в подготовке и сдаче к ЕГЭ. В статье мы обращаемся прежде всего к родителям, но учитель может использовать этот материал в беседах с родителями учеников.

Контролировать ребенка в подготовке к ЕГЭ или дать ему быть самостоятельным?

Сначала нужно разобраться, нужна ли помощь ребенку, и если да, то какая. Не нужно придумывать за ребенка — нужно пойти и спросить. Если задать вопрос о помощи не мимоходом, а искренне сказать о своих переживаниях, то ребенок этот вопрос услышит. Но может от помощи отказаться — это его право.

Если кажется, что помощь нужна, но ребенок не признается, попробуйте со стороны оценить его психологическое и физическое состояние. Насколько он раздражительный? Это нормально, ведь он готовится к важному экзамену. Но если его раздражительность распространяется на все сферы жизни, значит он не справляется. Не стал ли он чаще болеть, отказываться от еды, плохо спать, злоупотреблять психически активными веществами? В период ЕГЭ это может быть сигналом сильного нервного расстройства. Не надо сразу тащить ребенка к специалистам или давать успокоительные. Поговорите с ним еще раз и расскажите о своих наблюдениях и переживаниях. В ответ на искренность ребенок расскажет, правы вы или нет.

Если ребенок уже просит помощи, четко поймите, какую именно поддержку он просит. Может быть нужно взять на себя больше работы по дому, чаще его хвалить или просто больше с ним разговаривать. На просьбу освободить его от мытья посуды и уборки по дому, не начинайте помогать ему во всем. Будьте полезны, но не нарушайте границы.

И что — не нужно помогать даже в дни экзаменов?

В дни экзаменов точно нужно. И если по мелочам, то даже без спроса. Например, можно собирать ему фрукты и воду для перекуса, скорее всего это будет приятно и полезно. Только вспомните, что любит ваш ребенок. Если он отдыхает, когда гладит одежду или моет полы, то не нужно это делать за него. Помните о сохранности границ — в дни экзаменов ребенку важно быть собранным и не чувствовать лишней уязвимости.

Постарайтесь не устраивать ремонта, перестановок и генеральных уборок в дни экзамена: пусть все вещи лежат на своих местах. Если ребенок не сможет найти свои брюки и рюкзак, это только добавит ему тревожности.

Скорее всего вы сами будете сильно переживать и возникнет соблазн рассказать об этом ребенку. В том числе для того, чтобы предложить помощь. Честно расскажите о своих переживаниях, но не перегните палку. Важно не накручивать ребенка перед и без того большим испытанием. Еще важней не превратить себя в пациента, а его в доктора. Если вы сверхсильно переживаете, значит помощь нужна вам и оказывать ее должен не ребенок. Поговорите с друзьями, близкими, коллегами — найдите того, кто сможет вас просто выслушать и не перегрузить советами.

Как научить ребенка быть адекватным в ситуации волнения?

Сначала узнайте, нужно ли его этому учить. Возможно, он сам справляется с волнением — просто так или при помощи техник. Если ребенок отказывается, но вы думаете, что он просто отмахивается от вас, скажите, что он может к вам в любой момент обратиться и вы его научите.

Если помощь нужна, научите ребенка двум техникам — медитации и ведению дневника достижений. Сначала попробуйте их на себе: за две-три недели вы привыкнете и поймете, как это работает.

Медитация полезна для постановки дыхания и развития осознанности. Глубокое дыхание помогает бороться с тревожностью и стрессам — пригодится ребенку прямо на экзамене, если он столкнется со сложным вопросом или устанет. Осознанность поможет возвращать свое внимание, если он начнет отвлекаться.

Дневник достижений приводит мысли в порядок и также учит осознанности. Если каждый день записывать в дневник что-либо — цели, планы на день, увиденные интересные мелочи — привыкнешь структурировать идеи и всегда видеть, чем нужно заняться именно сейчас.

Как успокоить в случае неудачи?

Сказать о своих чувствах и показать,что вы готовы его выслушать и помочь. Дальше ребенок решит сам. Уважайте его решение, если он хочет горевать один, будьте рядом и бдительны, но не переходите границ. Отбирать острые предметы и не выпускать из комнаты — неуважение к его границам. Если очень нервничаете и не доверяете — попросите его друзей быть на связи. И признайтесь в этом ребенку, не шпионьте. Это только усугубит ситуацию. В ситуации горя далеко не все чувствуют себя ужасно, а вот в ситуации предательства — все.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
400
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
217
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
249