/
Учителю

Научно-исследовательская работа в младшей школе: как мотивировать учеников

1145

Новые ФГОС требуют от учеников большей включенности в обучение — уже в младших классах нужно привлекать ребят к научно-исследовательской деятельности. Разбираемся, в каких формах это лучше делать и как заинтересовать учеников наукой и проектами.

Зачем нужна научно-исследовательская работа в младшей школе?

Создатели ФГОС для начального общего образования предлагают вовлекать учеников в научно-исследовательскую деятельность. В документе не сказано, зачем это необходимо, но можно представить причины глядя на метапредметные и личностные результаты образования.

Когда ученик проводит исследование, он ставит цели и задачи, формулирует гипотезу, проводит эксперимент, анализирует результаты. Он открывает новое быстрее, чем если бы решал однотипные математические задачи. Научная работа интереснее, ведь с ее помощью ученик ищет ответ на любой интересующий его вопрос. Хочешь вырастить бабочку из гусеницы? Пожалуйста, пробуй, только продумай, как ты это будешь делать и записывай результаты каждого этапа или вообще снимай видео. Такая работа быстрее приносит наглядный результат: вот бабочка, вот графики роста разведенных тобой котят. Во время проекта ученик лучше изучит и биологию, и математику, и другие науки. И результаты можно будет демонстрировать другим.

Ученик должен быть готов к проекту или исследовательской работе. Его нельзя заставить или сделать работу за него. Ребенок должен делать все сам, пусть и с помощью учителей и родителей. Если ученик не готов к проектной работе, можно вовлекать его в научно-исследовательскую деятельность по-другому — через участие в олимпиадах и конкурсах.

Как понять, готовы ли к «науке» ученики?

Если у младшего школьника не уничтожили природные любознательность и самостоятельность, то он к науке готов. Учителю остается правильно распределить роли в проекте. Ученик должен сам сформулировать вопрос. А учитель должен помочь с «дорогой» к нему. Он может подсказать варианты эксперимента, примерно прикинуть, какие выйдут результаты, помочь с распределением времени. В первом классе лучше начинать с коллективных проектов, но тогда нужно контролировать динамику группы. Дети не должны поссориться в ходе работы или перетянуть одеяло на себя.

Учителю не стоит предлагать проекты в первом полугодии первого класса. Ребята еще не привыкли к долгой кропотливой работе, они берут все наскоком. Хотя это тоже зависит от темперамента и других индивидуальных особенностей. Но лучше первоклассников привлекать к науке через игры и квесты.

Как увлечь младших школьников в научную работу?

Если понятно, что они к ней готовы, остается заинтересовать их и не дать научной страсти затухнуть за несколько месяцев.

Придумать необычную цель или задать интересный вопрос. Вопрос должен задать ребенок. Ему может быть интересно разобраться, почему каучуковый мяч отскакивает от пола, или бросить конфету «ментос» в бутылку «пепси» и увидеть «извержение вулкана». Учителю нужно услышать этот вопрос и понять, можно ли отвечая на него сделать проект.

Мотивировать только через интерес. Ученику, взявшемуся за проект, не так важно, какую оценку поставит учитель. Ему важно сделать работу до конца. И учитель должен использовать эту мотивацию и помогать ребенку добраться до финиша. Нужно учитывать особенности ребенка: кому-то важно сделать паузу во время проекта, кому-то брать цель наскоком.

Сделать процесс интересным. Внешняя мотивация работает — учитель может придумать пошаговые награды. Выполнил первый этап, получи звездочку на тетрадь. Но нельзя ставить соревновательность на первое место. Если ребята начинают «меряться» звездочками, нужно отменить их.

Детям важна правильно подобранная атрибутика. Заведите белые халаты, оформите уголок класса как лабораторию, повесьте на дверь табличку «Тихо. Идет эксперимент».

Организовать крутую защиту проектов. Сделайте последний этап проекта таким же значимым, как и сама научная работа. Стоит не только позвать директора школы на защиту проектов, но и найти интересных внешних экспертов. Родители могут прийти на помощь и позвать директоров своих компаний или других значимых лиц города.

Нужно ли привлекать родителей?

Да, помощь родителей пригодится. С ними стоит поговорить заранее, например, устроить родительское собрание, посвященной новой форме работы с учениками. Важно объяснить родителям, что это не соревнование, а рост учеников. Поэтому родители не должны выполнять работу за детей.

Расскажите о «зоне ближайшего развития», открытой психологом Львом Выготским. Дети в каждом возрасте что-то могут делать сами — это зона их актуального развития. В других делах им должен помочь взрослый — это зона ближайшего развития. Но взрослый должен только подтолкнуть или провести за руку, но не проходить этот путь за ребенка.

Родители должны быть готовы жертвовать временем и силами. Например, сводить ребенка в зоопарк, библиотеку или планетарий, если для проекта это пригодится. Или познакомить со своими друзьями, которые могут подсказать что-то необычное и полезное для проекта. Также родителей стоит пригласить на защиту проекта. Только договоритесь, чтобы от каждой семьи присутствовал хотя бы один взрослый — ребенку важна поддержка.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
392
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
210
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
245