/
Учителю

Как распознать, кто из учащихся склонен к суицидальному поведению

1257
Автор статьи
Методист, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи» г. Перми. Психолог высшей квалификационной категории.

Тема эта непростая, но очень важная. Для начала давайте разберёмся, что же такое суицидальное поведение. К нему относятся мысли, разговоры о смерти и нежелании жить, планирование способов лишения себя жизни, попытки самоубийства.

Прежде всего, важно развеять два мифа о суицидальном поведении.

1-й миф. «Суицид долго планируется, и есть время, чтобы отреагировать и помочь.» Это далеко не всегда так. Нередки случаи, когда решение о суициде может прийти внезапно и в очень короткий срок, от нескольких минут до нескольких дней, и быть исполнено.

2-й миф. «Есть люди, склонные к суицидам, а остальных он никогда не коснётся.» Это не так. В тот или иной момент жизни к мыслям о суициде может прийти любой человек. Особенно подросток, в силу особенностей возраста, таких как импульсивность, замкнутость, ощущение одиночества, внутренние противоречия.

Важно понимать, что чаще всего такого рода действиям предшествует сильная душевная боль, разочарование, ощущение беспомощности, одиночества, безнадёжности, серьёзное стрессовое событие негативного характера, возможно длительное по продолжительности. И именно эти признаки педагоги и взрослые могут заметить и своевременно оказать помощь.

Вот те признаки, по которым взрослые могут понять, что ребёнок не справляется с жизненными трудностями и нуждается в помощи и поддержке:

  • любые внезапные непонятные изменения в поведении;

  • безрассудные поступки, связанные с риском для жизни;

  • высокая импульсивность, повышенная раздражительность, слезливость, капризность, резкие необоснованные вспышки агрессии;

  • уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими, что ранее было не свойственно;

  • общая заторможенность, бездеятельность, апатия (всё время лежит на диване) или, напротив, двигательное возбуждение;

  • употребление алкоголя и других ПАВ;

  • враждебное отношение к окружающим;

  • раздаривание вещей и пристраивание домашних животных;

  • утрата интереса к тому, что раньше было значимо;

  • самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности, да и в других сферах тоже;

  • ухудшение самочувствия, снижение работоспособности;

  • небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое); частые прогулы (отсутствие на определённых уроках);

  • сниженное настроение, заторможенность, тоска;

  • переживание горя, утраты;

  • выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения;

  • переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости;

  • рассуждения, высказывания, сообщения о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, отсутствие перспектив; о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен… Всем только мешаю»);

  • шутки о желании умереть («Никто из жизни ещё живым не уходил!»); сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты;

  • безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, чёрных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях;

  • использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия, атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделённый вертикальной линией));

  • интерес к неформальным объединениям (готы, эмо), сайтам с суицидальной направленностью («прах»);

  • жалобы на плохое самочувствие, ощущение физического дискомфорта в различных частях тела при видимом отсутствии болезней (головные боли, чувство нехватки воздуха, боли в груди, сухость во рту);

  • такие физические проявления, как потеря или чрезмерное усиление аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость, отсутствие чувства отдыха после сна.

Самыми явными признаками суицидального поведения, на которые нужно незамедлительно реагировать, являются напрямую сказанные слова о нежелании жить и готовности уйти из жизни. Причём об этом мы можем узнать как от самого ребёнка, так и от его друзей, одноклассников, близких людей или прочитать на странице в социальных сетях, в тетради, в сочинении по литературе и каких-либо других школьных работах. Важно реагировать сразу: говорить с ребёнком напрямую, привлекать родителей, психолога и других специалистов.

Существуют и менее явные признаки. К примеру, такие, когда ученик, которому ранее это не было свойственно, приводит свои дела в порядок, завершает начатое и прощается со всеми. В этом случае тоже важно обратить на это внимание, спросить, с чем это связано, и привлечь психолога.

В случае обнаружения суицидального риска главной задачей является создание безопасной, поддерживающей среды для ребёнка, доверительных отношений с ним. Важно привлечь родителей и других близких людей из окружения ученика, а также классного руководителя, психолога, психиатра. Это должна быть комплексная работа. Следует отказаться от осуждающих высказываний, запугивания, давления, критики и создать в этот период для ребёнка максимально бережную и доброжелательную атмосферу.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как развить эмоциональный интеллект у дошкольников: советы и техники
Как развить эмоциональный интеллект у дошкольников: советы и техники
23.10.2024
46
Развитие творческих способностей у детей: практическое рисование и игры
Развитие творческих способностей у детей: практическое рисование и игры
15.10.2024
313
Методы формирования позитивной учебной среды
Методы формирования позитивной учебной среды
11.10.2024
187