Загрузка...

Как разрешить конфликты педагогов с родителями детей? Практические советы от психолога и медиатора

Главная/К-журнал/Как разрешить конфликты педагогов с родителями детей? Практические советы от психолога и медиатора
Учителю
Воспитателю
Как разрешить конфликты педагогов с родителями детей? Практические советы от психолога и медиатора
639

В редакцию “Каменного города” ежедневно поступает много обращений педагогов,  чаще всего они связаны с конфликтами на работе. Из них острее всего звучат  вопросы, связанные с несправедливыми упреками родителей учеников и воспитанников. Как реагировать правильно? Стоит ли реагировать вообще? Мы попросили нашего психолога и медиатора прокомментировать несколько ситуаций и дать практические рекомендации. Делимся. 

Мнение психолога, эксперта образовательного центра “Каменный город” Сергея Галиуллина

Сначала хочется обозначить следующее: конфликтные ситуации в общении с родителями были, есть и будут всегда. Это нормально. Особенно если речь идет о детском саде: родители сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому такое внимание к работе воспитателя, которое иногда может казаться слишком “пристальным”.

Другое дело, когда родитель в своих переживаниях не видит объективной картины, а требует особого отношения к своему ребенку. Тогда появляются претензии, никак не связаны с правила детского сада, с должностными обязанностями воспитателя. Что-то из разряда “Почему вы уделяете мало времени моему ребенку? Почему вы у моего ребенка другой ребенок отбирает игрушки? Почему вы заплетаете одну косичку, а надо две. Почему на полдник яблоко, а не банан, моя дочь не любит яблоки” и так далее… 

Как реагировать на подобные субъективные претензии?

Во-первых, объяснить четкие правила детского сада, свои права и обязанности как воспитателя и что воспитатель не родитель. Чаще всего, родитель просто не понимает, что он может спрашивать с воспитателя, а что нет. Бывает достаточно собрать родительское собрание или провести личную встречу, на которой донести единые для всех правила и убрать необоснованные родительские ожидания.

Во-вторых, не нужно пытаться угодить каждому. Если вы качественно выполняете свою работу, то этого достаточно. Ваши отношения с родителями воспитанников не должны сказываться ни на работе, ни на зарплате. Не бойтесь говорить “нет!”. Если родителю не подходят правила детского сада, они просто ведут своего ребенка в другое место.

Другое дело, что по закону, вы должны учитывать индивидуальные особенности детей. Об этом хорошо бы общаться с родителями, но с позиции взаимного уважения и союзников в воспитании ребенка. И это не про то, что теперь яблоко всегда меняем на банан. Это про понимание личности ребенка.

Правила разрешения конфликтных ситуаций от медиатора, эксперта образовательного центра “Каменный город” Антона Коноваленко

  1. Помните, что главная цель разговора с родителями — найти выход из конфликта,а не переспорить друг друга.

  2. По возможности, будьте вежливы и спокойны. Не переходите на ответные претензии, что, мол, это “ваш ребенок неуправляемый, несоциализированный и невнимательный”. Это точно не поможет решить конфликт, а только усугубит ситуацию.

  3. Если позволяет ситуация, сделайте общение с родителем максимально комфортным: поздоровайтесь, предложите сесть, внимательно слушайте, не перебивайте, проявите интерес к его мнению. Просто будьте доброжелательны (по возможности).

  4. Если ситуация связана с мелкой травмой ребенка и родитель в истерике, сначала дайте ему успокоится, амотизируйте через согласие “Да, в сейчас злитесь. Да, у ребенка синяк на коленке. Да, это неприятно. Да, вы меня обвиняете, что я недоглядела за ребенком”. Описывайте ситуацию, но не кайтесь, и тем более не берите это на свой личный счет.

  5. А когда “пар будет спущен”, объективно, без эмоций расскажите, как ситуация случилась. 

  6. Напомните родителям, что ребенка отдают в образовательное учреждение, чтобы он учился — в том числе, общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Педагог не может и не должен следить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка. Только если речь не идет о системной агрессии или серьезной драке.

  7. Подведите итоги разговора, дайте рекомендации как педагог. Но не переходите на позицию “Я лучше знаю, я вообще-то педагог”. Любой тон сверху может снова спровоцировать конфликт, а нам они зачем?

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее
Подписка на новости
Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу
Спасибо за подписку!
На Ваш e-mail выслано письмо для подтверждаения подписки.

Читайте также

Ребенку стало плохо в школе или детском саду: что делать и кто за это отвечает
Ребенку стало плохо в школе или детском саду: что делать и кто за это отвечает
04.03.2021
20
Права воспитателей в детском саду, о которых должны знать родители
Права воспитателей в детском саду, о которых должны знать родители
03.03.2021
126
Программа воспитания: что это такое, зачем нужна и как разработать
Программа воспитания: что это такое, зачем нужна и как разработать
02.03.2021
160
Заказать обратный звонок
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку