К нам в редакцию часто поступают вопросы, что делать с конфликтными учениками, особенно если их несколько в классе. Какие есть законные методы навести дисциплину (кажется, что сейчас учитель ничего не может, за любым его действием следует наказание). На этот вопрос отвечает наш эксперт, педагог-психолог, гештальт-терапевт Сергей Ильич Галиуллин. Сергей Ильич 10 лет в образовании, и вот что он советует:
"Законных методов много. Например, оставить для беседы после занятий, это законный метод. Но сначала нужно понять, почему ученики так себя ведут."
Прежде чем выбирать инструмент воздействия, учителю следует понять, а почему именно ребенок конфликтует
Самые частые причины конфликтного поведения ребенка и что можно делать:
-
Устали. Например, выполняли одно задание больше 15 минут и теперь выплескивают эмоции. Справиться легко — устраивайте физкультминутки в середине урока. Если ученики отказываются от физкультминуток, чередуйте виды деятельности — после задания, требующего концентрации внимания, проведите блиц-опрос, дайте детям покричать и посмеяться.
-
Привлекают внимание учителя и других учеников. Может быть, им нужна помощь учителя, но они не знают, как ее правильно попросить. Тогда учителю нужно научить ребят правильно попросить помощи и еще раз объяснить правила: поднимать руку, ждать реакции учителя. Или придумать правила, удобные для учителя и детей. Если у ребят есть мнение по поводу урока и они не могут его высказать, нужно придумать такую форму — игру или мини-дискуссию.
-
Протестуют против учителя. Учитель должен понять, с чем именно не согласны ребята, а значит, нужно дать им высказаться. И услышать их мнение, даже неприятное. Если они называют урок «скучным» или «глупым», не нужно обижаться, нужно задавать вопросы дальше. Ученика нужно хвалить за выраженную мысль, а если нужно, научить менее резким словам.
-
Соперничают друг с другом. Если конфликт серьезный, лучше рассадить учеников и поговорить после урока. Если это конкуренция, то нужно поддержать ее — устроить соревнование. Или организовать групповую работу, но рассадить ребят в разные группы.
Что точно нельзя делать с учениками: применять физическую силу и психическое давление. Нельзя не только бить ученика, но и кричать, навешивать ярлыки, саркастично шутить. Это против закона и здравого смысла. Даже если ученики не уважают учителя, учитель должен быть примером и относиться ко всем максимально уважительно. Но строго: предъявлять понятные требования и быть последовательным в их контроле.