Педагогов в школе травят чаще, чем учеников. Очередное исследование, проведенное НИУ Высшей школой экономики, показывает, что 70% учителей в той или иной степени сталкиваются с буллингом — насмешками, издевательствами, игнорированием требований и демонстративным нарушением дисциплины.
В проектно-учебной лаборатории ВШЭ составили анкету для учителей и распространили ее через сообщества педагогов, социальные сети и администрации школ. Удалось собрать 2800 анкет. Это большая выборка, так что исследование можно считать объективным. Свои ответы прислали учителя из городских и сельских, больших и маленьких школ из 75 регионов России. 8% респондентов — мужчины, остальные женщины.
Есть два фактора выбора объекта для насмешек — деньги и усталость учителя от своей работы.
Исследование показало, что над учителями с низкой зарплатой издеваются вдвое чаще, чем над коллегами со средними или высокими заработками. Также есть зависимость между травлей и профессиональным выгоранием учителя: над уставшими учителями издеваются больше.
Что интересно, как и в случае с подростковым буллингом, учителя редко жалуются на травлю. Учитель недоволен, но за помощью не идет, а только срывается на учеников, что приводит к усилению насмешек. Замкнутый круг.
Возможны как минимум два выхода из ситуации. Научить педагогов справляться с эмоциями и профессиональным выгоранием и повысить их статус в обществе вместе с зарплатой.
Чтобы выйти из ситуации травли, исследователи предлагают два выхода. Первый, самый доступный для педагогов, научить их справляться с ситуацией, контролировать эмоции и выходить из стресса. Второй, более глобальный, повысить статус педагога в обществе вместе с зарплатой.
27 марта проведем бесплатный семинар-практикум для педагогов по выходу из негативный эмоциональных состояний. В том числе будет много практики и простых шагов, как справляться со стрессом, гневом, злостью и обидами. Нужна регистрация.