/
Учителю

Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся

370
Автор статьи
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, федеральный эксперт ДПО, руководитель «Родительского университета при ПГГПУ»

Эпоха любви к компетентностному, системно-деятельностному подходам остаётся позади! Сегодня мы стали смотреть на образование, как на уникальный феномен для роста человека над самим собой, взращивание его потенциала на основе самореализации.

Идея развития ребенка, который способен не только к накоплению и использованию компетенций, сменяется идеей развития ребенка, способного изменять себя и мир вокруг на основе индивидуального видения своей идентичности, своего места в мире.

Основой данной идеи является феномен – «метаобучение».

Метаобучение – это учение об обучении (иногда можно встретить понятие «суперобучение»); по сути метаобучение – это процесс и результат поиска оптимальных и эффективных способов самообразования и саморазвития.

Метаобучение строится на «китах» метапознания

Остановимся на процессе регуляции подробнее.

Регуляция – это упорядочение, нормализация каких-либо функций организма.

Саморегуляция – это способность сохранять внутреннюю стабильность на определенном уровне, несмотря на воздействие внешних источников.

Условно это можно рассмотреть так: не важно, что ты устал физически, надо подготовиться к тестированию; не имеет смысл сокрушаться об ошибках, если у тебя закончились попытки пересдать, важно сделать вывод о ходе своих действий и попробовать изменить стратегию и тактику.

Саморегуляция обозначает направленность действия на того, кто его производит. Объектом регуляции для человека в данном случае являются его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства). Именно когда человек регулирует собственную психическую сферу, мы имеем дело с саморегуляцией.

3 курса, как учителю помочь детям самореализоваться:

Саморегуляция имеет две формы – произвольную и непроизвольную

Конечно, для системы образования интерес представляет произвольная саморегуляция.

Ценность такой саморегуляции выражают ее функции

  1. Сопротивление трудностям (в т.ч. учебным), проблемам и сохранение вопреки всему гармоничных отношений с миром.

  2. Сдерживание агрессивных порывов при конфликте.

  3. Объективный анализ события в момент стресса.

  4. Восстановление и приумножение жизненных сил.

  5. Достижение целей.

Освоение приемов саморегуляции

В метаобучении освоение приемов саморегуляции как педагогами, так и детьми, становится важнейшей задачей! И для этого должна измениться вся структура работы с детьми.

  • Обучение должно строиться на механизмах рефлексии, воображении, нейролингвистического программирования; обучение должно ориентировать на занятия самоанализом.

  • Учащимся потребуется качественная обратная связь (ОС), а не только критериальное оценивание, важно научить анализировать своё обучение, сильные и слабые стороны, особенности мыслительных процессов, индивидуальные стратегии обучения.

Учитель при метаобучении ориентируется на два базовых вида саморегуляции

Саморегуляция деятельности

(Игра, учение, общение, труд, творчество), которая состоит из 4 этапов:

  1. Целеполагание (мотивация, интерес).

  2. Обозначение значимых обстоятельств, ограничений (время, место, скорость).

  3. Контроль и оценивание итогов (самоанализ, рефлексия, обратная связь).

  4. Решение о коррекции (изменение тактики и стратегии, пересмотр мотивов и пр.).

Саморегуляция поведения

Системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, который направлены на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин, 1980; Конопкин, Моросанова, Степанский, 1990).

В науке даже выделены стили саморегуляции поведения, автор В. И. Моросанова. Обязательно проверьте себя (мы ведь помним, что все начинается с личности педагога… способны ли мы к саморегуляции сами?)

Приемы, которые использует учитель в метаобучении

  • Форсайт-проектирование целей и траекторий обучения (перспектива от четверти до 2-3 лет).

  • Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов как по достижению форсайта, так и по овладению конкретным навыком (беглое чтение, слепая печать, работа с большими объемами текстов).

  • Интенсивное погружение (тема по английскому языку «мое хобби» в течение 5 часов изучается с носителем языка) для анализа проблемных зон по факту.

  • Приемы тайм-менеджмента, например, «правила Помодор», работа по «будильнику.

  • Техники работы контроля физических процессов: медитации, аутотренинг и пр.

Уверена, что многие из них вы уже используете в своей работе.

Надеемся, что вы дочитали до конца – и не ужаснулись малоизвестному зверю – МЕТАОБУЧЕНИЮ!

Лично мне он очень симпатичен, и я готова раз за разом менять приемы работы, лишь бы уже передать активность на уроках детям, не решать больше проблемы дисциплины, не придумывать крючки взаимодействия, хочу проложить им путь к Самости, SELF-навыкам, а себе оставить роль – фасилитатора, наблюдателя за великим чудом – рождением Личности, готовой менять себя и мир вокруг себя!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Обучение через развлечение: как правильно использовать игры на уроке
Обучение через развлечение: как правильно использовать игры на уроке
30.05.2025
229
Образовательные походы: как объединить учёбу и активный отдых
Образовательные походы: как объединить учёбу и активный отдых
28.05.2025
267
Междисциплинарные проекты: как объединить точные науки и гуманитарные предметы
Междисциплинарные проекты: как объединить точные науки и гуманитарные предметы
26.05.2025
275