/
Дополнительное образование
Учителю

Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?

723
Автор статьи
Педагог-психолог, ДПО клиническая психология, методист инклюзивного направления, руководитель инклюзивной сетевой лаборатории в ММА, соавтор методического пособия «Практики инклюзии», опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями 10 лет.

Тьютор – это одна из современных профессий, которая с каждым годом становится все популярнее, и даже относится к современным профессиям будущего. Все больше и больше образовательных организаций сотрудничают с тьюторами. Но при этом остается много вопросов о том, кто такой тьютор? Что входит в его функционал? С кем он работает? Сегодня предлагаем разобраться во всех этих вопросах.

Кто такой тьютор


Тьютор – это наставник.  Профессиональный тьютор  - это человек, который выстраивает индивидуальную образовательную траекторию, маршрут для своего подопечного. В своей работе тьютор учитывает индивидуальные особенности, интересы и возможности обучающегося. Именно профессия тьютор помогает решать задачу индивидуализации образования.

С кем работает тьютор


Очень часто в нашем обществе тютора воспринимают только как сопровождающего для детей с особыми образовательными потребностями. В действительности же профиль работы тьютора намного шире. Тьютор может работать с совершенно разными категориями  людей:

  • взрослые

  • студенты

  • школьники

  • дошкольники

  • дети с особыми образовательными потребностями.

В работе с каждой из этих категорий есть свои особенности и нюансы. Сегодня мы с вами более подробно остановимся на работе тьютора с детьми всех категорий. Для того, чтобы разобраться с этим вопросом давайте в первую очередь разберемся с функциональными компетенциями тьютора и особенностями этой профессии.  Профессия тьютора имеет ряд пересечений со смежными профессиями: психолог, профориентолог, педагог и др, отчего часто возникает путаница в понимании особенностей этой профессии.

Тьютор  и психолог


Тьютор – не психолог. Тьютор очень часто имеет психологическое образование. К основным навыкам и компетенциям тьютора безусловно относятся: эмпатия, знание основ психологии и возрастных особенностей. При этом психолог работает с проблемами личного характера: эмоции, отношения, самооценка, в то время, как тьютор решает вопросы, связанные с образовательным маршрутом, и может применять свои знания психологии именно в рамках образовательных задач. Это может быть работа с мотивацией, прокрастинацией, учет личностных особенностей при построении образовательного маршрута.

Тьютор и педагог


Тьютор – не учитель. Учитель даёт знания по конкретным предметам, тьютор же нацелен на  образование человека в целом. Он не учит, а помогает понять, чему учиться, как это делать, и сопровождает в процессе.

Основные задачи тьютора


  • Согласовывает с педагогами группы дальнейшую работу, методы и приемы работы с ребенком. Ставит совместно с педагогами цели работы.

  •  Тьютор помогает ребенку идти его индивидуальным образовательным маршрутом. Осваивать новые знания и компетенции. 

  •  Тьютор – посредник между различными субъектами образовательного процесса: учеником, учителями, родителями и т.д. 

  •  Тьютор проектирует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, организует их включение в различные виды деятельности (учебную, проектную, игровую, социально-ориентированную и т.д.)

  • выявлять интересы и склонности ученика;

  • помогать ученику сформировать его образовательный запрос и цели;

  • формировать индивидуальный план образования;

  • сопровождать ученика в процессе его обучения;

  • помогать с поиском информации;

  • реагировать и помогать ученику с такими сложностями, как: планирование, тайм-менеджмент, мотивация;

Так же тьютор может работать с детьми с особыми образовательными потребностями. В таком случае есть ряд особых задач, которые стоят перед тьютором.

  • сопровождать ребенка в его жизненной среде;

  •  создавать условия для образования ребенка с ОВЗ в системе образовательного учреждения;

  •  заниматься с ребенком (индивидуальные занятия);

  • сотрудничать с семьей в вопросах развития и образования ребенка, оказывать помощь в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ;

  •  осуществлять правовую и образовательную поддержку семьи в реализации прав ребенка во всех социальных институтах 

  • Тьютор принимает активное участие в создании необходимых и всеобъемлющих условий для получения образования обучающимися

  • Тьютор: формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; 

  •  следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса 

  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку

Тьютор относится к помогающим специалистам наравне с психологами, логопедами, коучами. Эти профессии требуют большой отдачи и затрат энергии. Прендлагаем вам познакомиться с навыками и качествами, которые важны для тьютора и сделает его работу наиболее успешной.

Качества тьютора


  • Твердые навыки: знание основ педагогики и психологии.

  • Владение навыками таймменеджмента и знание основных инструментов. Эти навыки помогу поддерживать своих подопечных, совместно выстраивать наиболее удобный график обучения, ставить цели, видеть пути и способы их достижения.

  • Гибкость — нужно уметь подстроиться под запросы каждого ученика и найти к нему подход.

  • Навыки коммуникации —это одна из основных компетенций тьютора. Т.к именно умение общаться, находить подход к каждому ученику, задавать вопросы – база тьюторского сопровождения.

  • Эмпатия — без этого бесценного навыка тьютору будет сложно установить доверительные отношения.

  • Доброжелательность, спокойствие, умение владеть своими эмоциями – это качества, которые помогают тьютору устанавливать доверительные отношения.

Где может работать тьютор


Как мы с вами уже сказали профессия тьютора пользуется популярностью и охватывает все больше областей. Вот некоторые из них

Фриланс. Это формат индивидуальных услуг, в которых клиент и тьютор договориваются в индивидуальном формате совместно прописывая цели, задачи и форматы работы. В настоящее время такая форма работы достаточно распространена и имеет борльшой отклик. Профессионалам, работающим на себя очень важно помнить о «сарафанном радио», просить обратную связь и отзывы от своих клиентов.

Школы. Все больше школ прибегают к услугам тьютора. Государственные школы в большинстве своем сотрудничают с тьюторами, которые сопровождают детей с особыми образовательными потребностями. Частные же школы частно нанимают тьютора для помощи в формировании индивидуального образовательного маршрута учащихся. С каждым годом такая практика становится все более популярной.

Онлайн школы. На современном рынке представлено огромное количество онлайн школы, которые предоставляют как услуги общего образования так и дополнительного. В этой сфере очень популярна услуга тьютора. Большинству учеников достаточно сложно самостоятельно выстроить образовательный маршрут, распределить свое время. Тьютор помогает ученикам, поддерживает их, устанавливает доверительные отношения и становится настоящим наставником.

Современное образование стремительно меняется и развивается. Все больше оно принимает характер индивидуального образования и уходит от массовости и обезличенности. В таком контексте профессия тьютора с каждым годом становится все более популярной, помогая применять новые форматы и расширять горизонты возможностей.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
434
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
229
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
268