Что на практике означает фраза "учитель не дает готовые знания ученикам, а только создает условия для познания"? Разбираемся с методистом образовательного центра "Каменный город" Ириной Печенкиной — и с фразой, и с ФГОС, и с тем, почему он совсем не новый.
Что такое системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС общего образования второго поколения. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Суть подхода. Не учитель дает знания в готовом виде, а ученики добывают их самостоятельно в процессе обучения и исследовательской работы. Учитель только создает необходимые условия.
Это не новшество нового ФГОС, этой методологии уже больше полувека и корни ее — в советской системе образования, а точнее в "развивающем обучении" Даниила Эльконина и Василия Давыдова.
Основные принципы системно-деятельностного подхода
Если кратко, то это выглядит так. Учитель создаёт условия для усвоения знаний, а ученик самостоятельно прокладывает к ним путь. При этом педагог делит с ребятами ответственность за обучение и результат.
Принцип деятельности. Ученики — не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Они сами ищут ответы на поставленные вопросы и учатся применять теорию на практике.
Принцип системности. Все знания, которые получает ученик, дают ему системное представление о мире. То есть информация не оторвана от контекста и не ограничивается одним школьным предметом.
Принцип минимакса. Школа предлагает ученику освоение учебных программ на максимальном для него уровне, но при этом гарантирует усвоение необходимого минимума, который прописан во ФГОС.
И все это в условиях доброжелательной атмосферы и в школе, и на уроке.
Каким образом реализуются принципы системно-деятельностного подхода
Меняется сам подход к уроку, роль учителя и применяемые им образовательные инструменты.
Как выглядит урок при реализации системно-деятельностного подхода? Если говорить откровенно, то редко какой учитель может себе позволить ежедневно проводить подобные уроки (по самым разным причинам), но в идеале это выглядит так — меняется фокус с учителя на ученика.
Для того, чтобы "системно-деятельностный" урок состоялся, у учителя должен быть другой функционал:
-
Создать проблемную ситуацию на уроке
-
Вести диалог с учениками, чтобы все ученики могли найти решение и критически осмыслить его
-
Научить ребят саморефлексии
-
Учить ребят работать как по заданным правилам, так и творчески
-
Научить учеников грамотно дискутировать
-
Поощрять, поддерживать и принимать "иную" точку зрения ученика
Образовательные технологии тоже должны быть другие:
-
Продуктивное чтение
-
Исследовательская деятельность
-
Проблемный диалог
-
Групповая работа
-
Самооценивание и саморефлексия
Таким образом, хороший урок, каким его видит новый ФГОС, направлен на развитие ученика: включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.