/
Учителю

Системно-деятельностный подход. Как это выглядит на практике?

33832

Что на практике означает фраза "учитель не дает готовые знания ученикам, а только создает условия для познания"? Разбираемся с методистом образовательного центра "Каменный город" Ириной Печенкиной — и с фразой, и с ФГОС, и с тем, почему он совсем не новый.

Что такое системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС общего образования второго поколения. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Суть подхода. Не учитель дает знания в готовом виде, а ученики добывают их самостоятельно в процессе обучения и исследовательской работы. Учитель только создает необходимые условия. 

Это не новшество нового ФГОС, этой методологии уже больше полувека и корни ее — в советской системе образования, а точнее в "развивающем обучении" Даниила Эльконина и Василия Давыдова.  

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Если кратко, то это выглядит так. Учитель создаёт условия для усвоения знаний, а ученик самостоятельно прокладывает к ним путь. При этом педагог делит с ребятами ответственность за обучение и результат. 

Что такое метапредметные результаты и как их достичь?

Принцип деятельности. Ученики — не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Они сами ищут ответы на поставленные вопросы и учатся применять теорию на практике.

Принцип системности. Все знания, которые получает ученик, дают ему системное представление о мире. То есть информация не оторвана от контекста и не ограничивается одним школьным предметом.

Принцип минимакса. Школа предлагает ученику освоение учебных программ на максимальном для него уровне, но при этом гарантирует усвоение необходимого минимума, который прописан во ФГОС.

И все это в условиях доброжелательной атмосферы и в школе, и на уроке.

Каким образом реализуются принципы системно-деятельностного подхода

Меняется сам подход к уроку, роль учителя и применяемые им образовательные инструменты.

Как выглядит урок при реализации системно-деятельностного подхода? Если говорить откровенно, то редко какой учитель может себе позволить ежедневно проводить подобные уроки (по самым разным причинам), но в идеале это выглядит так — меняется фокус с учителя на ученика.


Для того, чтобы "системно-деятельностный" урок состоялся, у учителя должен быть другой функционал:

  1. Создать проблемную ситуацию на уроке

  2. Вести диалог с учениками, чтобы все ученики могли найти решение и критически осмыслить его

  3. Научить ребят саморефлексии

  4. Учить ребят работать как по заданным правилам, так и творчески

  5. Научить учеников грамотно дискутировать

  6. Поощрять, поддерживать и принимать "иную" точку зрения ученика

Образовательные технологии тоже должны быть другие:

  1. Продуктивное чтение

  2. Проектная деятельность

  3. Исследовательская деятельность

  4. Проблемный диалог

  5. Групповая работа

  6. Самооценивание и саморефлексия

Таким образом, хороший урок, каким его видит новый ФГОС, направлен на развитие ученика: включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
18.11.2024
87
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
13.11.2024
197
Коучинг как инструмент поддержки учеников
Коучинг как инструмент поддержки учеников
08.11.2024
210