/
Учителю

Чем поможет сингапурский метод обучения и как он соответствует требованиям ФГОС

1087

В последние годы набирает популярность сингапурский метод обучения: 30 000 российских учителей осваивают и внедряют его в своих классах, с 2016 года идет экспериментальное внедрение в школах республики Татарстан. Говорят, что он мешает сдать ЕГЭ, но хорошо работает на метапредметные и личностные результаты. Разбираемся подробно, что это такое, чем хорош метод и как его использовать для реализации ФГОС.

Что такое сингапурский метод обучения?

Если коротко, это метод, основанный на групповой работе и чётких структурных элементах урока. Урок как конструктор состоит из разных элементов. Парты стоят не лицом к учителю, а в особом порядке. Дети по-разному ведут себя на уроке в зависимости от его структуры, чаще всего работают в микрогруппах. Новый материал изучают самостоятельно по учебникам или методичкам, каждый в микрогруппе может быть учеником и учителем, сам учитель осуществляет включенный контроль.

Какие есть структурные элементы в уроке?

Их больше 200 и они используются для разных целей урока. Вот самые универсальные:

High five. Используется для привлечения внимания учеников. Учитель поднимает вверх руку, ученики, вне зависимости от того, что они делали, замолкают и тоже поднимают руку вверх. Это означает, что нужно остановиться и слушать учителя.

Motivational question. Используется в начале урока для постановки главного вопроса, который раскрывает тему. Например, стало ли легче крестьянам после отмены крепостного права. Ученики в ходе урока высказываются и делятся точками зрения.

Time pair share. Это работа в парах. Класс разбивается на двойки, задача каждой пары  ответить на главный вопрос урока. Сначала отвечает первый, второй слушает не перебивая, потом наоборот. Работа длится шесть минут, по три на каждого. После каждый «первый» должен подытожить оба ответа и высказаться перед всем классом.

Mixed pair share. Перерыв для смены партнера. После работы в парах на 15 секунд звучит музыка — дети перемещаются по классу. Когда музыка затихает, они должны найти себе пару там, где оказались.

Simultaneous round table. Ученики получают от учителя письменное задание и выполняют его за определённое время, после чего меняются тетрадями и проверяют своих соседей.

Чем хорош метод?

Больше мотивации. Детям, особенно подросткам, интересней обмениваться мнениями со сверстниками, чем с учителем. Тем более, каждый несет ответственность за свою точку зрения, поэтому ученикам важно разобраться в теме урока.

Больше общения. У учеников развиваются коммуникативные компетенции — они не только должны слышать другого, но и отстаивать свою точку зрения, помогать партнеру понять материал, критиковать и принимать критику.

Больше активности. На таких уроках не возможно быть пассивным — от собственной активности зависит то, насколько ты поймешь материал.

Больше обучения. Дети не только осваивают тему урока — они учатся говорить и слышать, исправлять чужие ошибки.

Его пробовали в России?

С 2012 года около 30 тысяч учителей в республике Татарстан учатся сингапурскому методу и применяют его на уроках. Сначала учителя проходили тренинги, организованные сингапурской консалтинговой компанией, затем стали проводить уроки под контролем специалистов, а затем и самостоятельно.  Пока выводы неоднозначные: в 2016 году метод стали меньше применять со старшими классами, но сосредоточились на младшеклассниках. Выпускникам было сложнее готовиться к ЕГЭ по новому методу.

Чем плох?

Оппоненты метода считают, что метод требует длительной подготовки учителя и учеников. Прежде чем проводить полноценные уроки, учитель должен освоить все 200 структурных элементов, а затем приучить к ним учеников. Еще один минус — непродуманное комплектование микрогрупп на уроке. Слабые ученики могут часто выезжать за счет сильных. Однако в этом и сила метода — сильные подращивают слабых, становятся для них учителями. Последний минус — излишняя структурированность урока, из-за которой могут снижаться творческие способности педагога.

Как с его помощью реализовывать фгос?

С его помощью легко достичь метапредметных и личностных результатов. Например, дети больше учатся взаимодействию друг с другом, чем на традиционных уроках. Больше возможностей в развитии поисковых способностей и критического мышления — сталкиваясь с разными точками зрения, ученик смотрит на тему урока с разных сторон, пытается понять, какая из них верная. На сингапурских уроках больше индивидуального подхода, разные виды деятельности, больше радости и психологического комфорта.

Как попробовать?

Примерный план урока математики, построенного по сингапурской методике

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Акция
На все КПК скидка -25%
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
418
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
224
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
260