Навык командной работы у школьников — очень важное умение. Он обеспечивает успешность обучения детей в коллективе, умение их работать вместе, двигаться не только к личному результату, но и к работе класса в целом. А если оценивать более дальнюю перспективу развития для ребенка, это раскрывает важный навык сотрудничества и работы в коллективе в будущем.
Основные принципы тимбилдинга
-
понятная общая цель, как основа;
-
небольшая группа учеников;
-
четкие требования учителя и понятные задачи;
-
распределение взаимной ответственности среди учащихся.
Задача учителя — заинтересовать школьников и дать понять, что работать необходимо всем и отсидеться за спиной одноклассников не получится. Именно поэтому педагогу важно четко ставить задачи перед каждым конкретным ребенком, особенно в случае первого опыта работы в команде, объяснить каждому его задачу и роль.
Только так ребята получат необходимые для групповой работы способности. Ученики изначально настраиваются на сотрудничество, а не соперничество. Обсуждения проводятся с соблюдением уважения друг к другу, а конечное решение принимается сообща.
Способы формирования навыка командной работы у ребенка
-
Распределять роли в классе в зависимости от степени активности ребенка. Роль активного лидера или наблюдателя, роль исполнителя или руководителя - все эти роли берутся не просто так, а в зависимости от уже имеющихся способностей ребенка. Задача школы - их развить. Здесь очень важно не пытаться переделать ребенка, навязывая ему очень активную роль или наоборот, сковывая его лидерские навыки с целью уступить другому. Важно дать возможность раскрыться каждому ученику путем наблюдения за его работой в классе, а затем выделения каких-то ролей в команде.
-
Предоставлять ребенку выбор и ориентиры в зависимости от способностей. Когда педагог какое-то время понаблюдает за учащимися, он сможет в группе создавать каждому ребенку ориентиры, роли и задачи, ориентируясь на его способности.
-
Создать в классе определенные тематические группы, где у каждого ребенка своя роль. Важно создавать такие группы и задания в них на каждом уроке, где такая возможность для реализации есть. Это может быть подготовка практических работ, подготовка сообщений или выполнение задания в классе.
-
Проводить проекты, включающие различных участников и требующие командной работы. Например, проекты по экологии, где ученики работают вместе для достижения общей цели.
-
Использовать групповые технологии. Этот пункт предполагает опору на уже сформированные в классе группы и выполнение задач из нее. Например, когда ученики получают полную свободу действий для решения поставленной задачи и сами ее реализуют от начала и до конца.
Формирование командной работы для учителя требует больших навыков, много ресурсов и сил. Но педагог, который будет готов в это вкладываться, получит не только сплоченный и готовый к взаимовыручке коллектив, но и индивидуально каждый учащийся будет знать о своих способностях и умениях. Такой ученик готов будет выполнять задания по силам и способностям, оказывая поддержку остальным учащимся коллектива.