Синдром дефицита внимания и гиперактивности или сокращенно СДВГ - одна из наиболее часто проявляющихся трудностей в 21 веке. В обществе такого ребенка называют гиперактивным. Таких детей становится все больше, в детском саду, на площадке, в школьном коллективе 1-2 ребенка на один класс или группу имеют такой диагноз. А если и не имеют диагноза, то просто проявляют признаки гиперактивности.
Как поддержать гиперактивного ребенка в учебе и быту
Такие дети часто не могут усидеть на месте, скачут, прыгают, постоянно отвлекаются сами и отвлекают других детей. Часть из таких детей имеют сложности контроля эмоций, не умеют их сдерживать и выражать так, чтобы это не приносило вреда другим. У них могут быть сложности в усвоении школьной программы.
При хорошем и даже высоком интеллекте, выраженных способностях, например, к математике, такому ребенку сложно не допускать ошибок из-за повышенной отвлекаемости. Также из-за рассеянности такие дети часто теряют вещи и не могут уследить за основным набором своих школьных принадлежностей. Родителям постоянно приходится докупать канцелярию и прочие принадлежности.
8 методов работы с гиперактивными детьми
Как же помочь такому ребенку учиться и осваивать мир, а взрослому сопровождать его на этом непростом пути? Давайте разбираться.
-
Знание и принятие особенности ребенка постоянно отвлекаться. Если речь идет о работе на уроке или выполнении заданий дома, взрослым придется принять тот факт, что ребенок, выполняя задания, отвлекается. Невозможно отучить ребенка от такой особенности. Его мозг работает слишком быстро, и поэтому ему нужно совершать одновременно несколько действий. Если это не сказывается на качестве выполнения задания, примите тот факт, что ребенок делает все очень быстро, но отвлекаясь.
-
Делите задания на несколько частей. Помните, что с периодичностью через 15-20 минут ребенок утомится. Либо он начнет отвлекаться, либо, если это касается школы, он начнет отвлекать других. Постарайтесь менять задания для ребенка или придумывать дополнительные, если речь идет об обучении в школе.
-
В школе ребенку можно выделить дополнительную ответственность на уроке, чтобы ему было на что переключать внимание. Это может быть ответственность раздавать дополнительные материалы детям, готовить доску к уроку, выполнять примеры повышенной сложности. Что угодно, только не паузы за столом, которые приводят к активности.
-
Чтобы помочь такому ребенку в контроле своих эмоций, всплесков и чувств, можно дома и в школе создать наглядные дополнительные материалы, которые будут напоминать о том, как именно можно выражать эмоции. Основными правилами здесь будет отсутствие рукоприкладства, порчи вещей и разнообразных словесных выражений в моменте бурных эмоций ребенка.
-
Помните о том, что, если не страдает успеваемость ребенка, пытаться переделать его, научить сидеть смирно, бессмысленно. Ребенок активный потому, что его мозг работает быстрее обычного. Старайтесь подстроиться под ребенка с его темпом, а не наоборот.
-
Не забывайте напоминать о правилах. Несмотря на предыдущий пункт ребенку нужно будет жить в обществе, и поэтому мы адаптируем его к миру. Четкие, последовательные правила помогут ребенку воспринимать мир, как он есть. В помощь здесь может быть создание как можно большего количества наглядных напоминаний о поведении.
-
Используйте наглядные материалы в учебных пособиях и для организации пространства. Чем больше у ребенка будет напоминаний о том, как себя вести, где хранить те или иные вещи, тем легче ему будет жить в этом мире и помнить о самоорганизации.
-
Помните, что в большинстве случаев дети к 12-ти годам постепенно перерастают свою гиперактивность, учатся самоорганизации, контролю эмоций, однако импульсивность, вспыльчивость, рассеянность могут оставаться длительное время. Здесь опять же очень важно принятие этих моментов, потому как с осуждением, замечаниями и попытками переделать себя ребенок итак столкнется еще много раз на протяжении жизни.