/
Учителю

Ученики на перемене. Как ее можно проводить, а как нельзя

41297

В СанПиН сказано, что между уроками должна быть перемена. Она важна для здоровья, отдыха, общения. Разбираемся, что могут делать ученики во время перемены и как их должны контролировать учителя.

Зачем вообще нужна перемена?

Чтобы ученик мог отдохнуть — не просто от учебы, а от трех конкретных вещей. Во-первых, сидя на одном месте ребенок получает серьезную нагрузку на позвоночник и ноги. Даже если он сидит за удобной партой на удобном стуле, ему нужно двигаться, чтобы разрядиться. Во-вторых, сила воли и внимание — исчерпаемые ресурсы. Чтобы не терять концентрацию, ученику нужно отдыхать и желательно не читать на перемене книгу, а двигаться. В-третьих, тема урока лучше усвоится, если дать мозгу на это время. Отдых после получения знаний помогает их усвоить, как отдых после еды помогает перевариванию. 

Может ли учитель на нее не отпустить?

Нет.  СанПиН обязывает делать между уроками хотя бы пятиминутные перерывы. Иногда учителя не отпускают на перемену вовремя или вообще, если ведут спаренные занятия. Это нарушение и к тому же на втором уроке ученики будут хуже усваивать информацию. Отпускать на перемену вовремя — это уважение к другим учителям. Если один учитель задержит класс, ребята не успеют и отдохнуть и вовремя прийти на следующий урок. 

ПДД для школьников. В чем конкретно заключается задача классного руководителя?

Обязательно ли покидать класс?

Если верить СанПиН, то обязательно. На перемене класс нужно проветрить и для этого ученики должны его покинуть. Дело не в том, что они могут простудиться на сквозняке — это вряд ли. Если ученики останутся в классе, они будут тоже участвовать в обмене воздухом и пользы от проветривания будет меньше. 

Можно ли покидать школу?

В законе об этом ничего не сказано. Но должно быть сказано в уставе школы. Учителя несут ответственность за учеников даже на переменах. Если во время перемены со школьником случится беда даже за пределами школы, учитель будет виновен в этом. Другое дело, что ученикам должны создать условия для того, чтобы они не выходили из за пределы двора — работающий буфет, возможность выйти в интернет, борьба с курением. 

Какую ответственность несет учитель за поведение учеников вне школы?

Должна ли быть большая перемена?

По СанПин на большой перемене школьники должны успевать обедать. Из-за большой наполняемости в школах бывает две или три больших перемены. 

Можно ли лежать на диванах, сидеть на подоконниках, играть на музыкальных инструментах?

Это также регулируется уставом школы. Но если в уставе разрешено, то учителя не имеют право запрещать и советовать, как именно нужно сидеть или лежать на диванах в рекреации. Другое дело, что спать на диванах во время уроков устав запретит. 

Можно ли играть в баскетбол и другие виды спорта в спортзале?

Можно. Но только в присутствии учителя и при наличии спортивной формы. Учитель должен нести ответственность за безопасность учеников и обязан присутствовать не в кабинете, а в зале. Это может быть не только учитель физкультуры, но любой другой учитель, в том числе дежурный по школе. Форма нужна для безопасности зала и самих учеников. 

Кто несет ответственность за учеников на перемене?

В классе и рядом с ним учитель, который будет проводить следующий урок. В рекреациях, коридорах и столовой — дежурные учителя или дежурные администраторы. 

Ученики что-то употребляют. Что делать учителю, если он это заметил?

Должны ли старшеклассники и младшеклассники не пересекаться на переменах?

СанПин молчит об этом, но чаще всего младшеклассники занимаются в отдельном крыле или здании. Это исключает возможность столкновений с старшеклассниками.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
298
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
147
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
186