Педагогический дизайн представляет собой системный подход к организации учебного процесса, состоящий из целей обучения, разработки учебного материала, методик и инструментов передачи знаний. Эта методика позволяет выработать эффективную стратегию преподавания с учетом педагогической ситуации, всех компонентов процесса обучения и, конечно, сообразно поставленным целям и задачам.
Как работает педагогический дизайн в обучении
Для эффективной работы в образовательной организации должен быть специалист по педагогическому дизайну, который помогает педагогам в моделировании курсов, уроков, оценке результатов. Разберемся подробнее, как это работает.
Педагогический дизайн включает в себя две важные концепции: доскональная переработка материала в соответствии с целями обучения; постоянный анализ результатов обучения.
Профессор А. Ю. Уваров обозначил, что педагогический дизайн функционирует на 4 уровнях:
-
Уровень системы курсов, предполагающий решение многих задач.
-
Уровень «урока» как педагогического этапа, направленного на решение определённой задачи или нескольких взаимосвязанных задач, а не соответствующий временному промежутку в расписании.
-
Уровень «педагогического события», то есть одного из конкретных действий, которые необходимо осуществить для эффективного обучения в рамках четко определенной задачи.
-
Уровень «учебного шага» предполагает детальное планирование отдельного «педагогического события» как совокупности шагов.
На каждом из четырех уровней должны быть определены:
-
желаемые результаты;
-
исходные ресурсы - содержание этапа, описание контингента обучающихся, информационное наполнение;
-
условия обучения (учебная среда и препятствия).
Педагогический дизайн: ключевые этапы и стратегии
Качественный анализ результатов педагогического дизайна позволяет педагогу получить ответы на важные вопросы о последовательности событий, используемых стратегиях и методиках, структуре и составе группы, подходящих средствах обучения и необходимых механизмах контроля.
Педагогический дизайн как процесс предполагает прохождение нескольких стадий.
-
Первая стадия - анализ потребностей, целей, условий.
-
Вторая стадия - проектирование: подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев.
-
Третья стадия - разработка. На этом этапе планы, прототипы и сценарии трансформируются в набор учебных материалов.
-
Четвертая стадия - применение учебных материалов в учебном процессе детей.
-
Пятая стадия - оценка результатов учебной работы, данные которой используются для корректировки учебных материалов в дальнейшем.
Важно понимать, что педагогический дизайн - живой процесс, который постоянно дополняется, корректируется и предусматривает не линейный переход от предыдущей стадии к последующей, а возвращение к той стадии, к которой необходимо, на любом из этапов и возвращение от пятой стадии снова на первую. Процесс педагогического дизайна цикличен.
Целью дизайна является преподавание в максимально доступной, удобной и ясной для учащегося форме, используя при этом как сильные стороны и таланты педагога, так и сильные стороны учащегося. Он охватывает всю деятельность по предоставлению содержания учителем-предметником. В мультимедийном формате для этого могут быть применены тексты, графики, аудиозаписи, видеоролики и другие инструменты визуализации.
Перед специалистом по педагогическому дизайну стоит задача наладить эффективное взаимодействие как с педагогами-предметниками, так и со специалистами по разработке мультимедийных материалов и других средств обучения. На него возлагается функция по реализации процесса проектирования, а также ответственность за итоговый результат, его анализ и внедрение в педагогическую практику.