/
Учителю

Педагогический дизайн: создание эффективных и интересных уроков

485
Автор статьи
Методист, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи» г. Перми. Психолог высшей квалификационной категории.

Педагогический дизайн представляет собой системный подход к организации учебного процесса, состоящий из целей обучения, разработки учебного материала, методик и инструментов передачи знаний. Эта методика позволяет выработать эффективную стратегию преподавания с учетом педагогической ситуации, всех компонентов процесса обучения и, конечно, сообразно поставленным целям и задачам.

Как работает педагогический дизайн в обучении

Для эффективной работы в образовательной организации должен быть специалист по педагогическому дизайну, который помогает педагогам в моделировании курсов, уроков, оценке результатов. Разберемся подробнее, как это работает.

Педагогический дизайн включает в себя две важные концепции: доскональная переработка материала в соответствии с целями обучения; постоянный анализ результатов обучения.

Профессор А. Ю. Уваров обозначил, что педагогический дизайн функционирует на 4 уровнях:

  1. Уровень системы курсов, предполагающий решение многих задач.

  2. Уровень «урока» как педагогического этапа, направленного на решение определённой задачи или нескольких взаимосвязанных задач, а не соответствующий временному промежутку в расписании.

  3. Уровень «педагогического события», то есть одного из конкретных действий, которые необходимо осуществить для эффективного обучения в рамках четко определенной задачи.

  4. Уровень «учебного шага» предполагает детальное планирование отдельного «педагогического события» как совокупности шагов.

bb18714cc584367dfe2cae12fee7252d8b

На каждом из четырех уровней должны быть определены:

  • желаемые результаты;

  • исходные ресурсы - содержание этапа, описание контингента обучающихся, информационное наполнение;

  • условия обучения (учебная среда и препятствия).

Педагогический дизайн: ключевые этапы и стратегии

Качественный анализ результатов педагогического дизайна позволяет педагогу получить ответы на важные вопросы о последовательности событий, используемых стратегиях и методиках, структуре и составе группы, подходящих средствах обучения и необходимых механизмах контроля.

Педагогический дизайн как процесс предполагает прохождение нескольких стадий.

  • Первая стадия - анализ потребностей, целей, условий.

  • Вторая стадия - проектирование: подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев.

  • Третья стадия - разработка. На этом этапе планы, прототипы и сценарии трансформируются в набор учебных материалов.

  • Четвертая стадия - применение учебных материалов в учебном процессе детей.

  • Пятая стадия - оценка результатов учебной работы, данные которой используются для корректировки учебных материалов в дальнейшем.

Важно понимать, что педагогический дизайн - живой процесс, который постоянно дополняется, корректируется и предусматривает не линейный переход от предыдущей стадии к последующей, а возвращение к той стадии, к которой необходимо, на любом из этапов и возвращение от пятой стадии снова на первую. Процесс педагогического дизайна цикличен.

Целью дизайна является преподавание в максимально доступной, удобной и ясной для учащегося форме, используя при этом как сильные стороны и таланты педагога, так и сильные стороны учащегося. Он охватывает всю деятельность по предоставлению содержания учителем-предметником. В мультимедийном формате для этого могут быть применены тексты, графики, аудиозаписи, видеоролики и другие инструменты визуализации.

Перед специалистом по педагогическому дизайну стоит задача наладить эффективное взаимодействие как с педагогами-предметниками, так и со специалистами по разработке мультимедийных материалов и других средств обучения. На него возлагается функция по реализации процесса проектирования, а также ответственность за итоговый результат, его анализ и внедрение в педагогическую практику.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
18.11.2024
87
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
13.11.2024
199
Коучинг как инструмент поддержки учеников
Коучинг как инструмент поддержки учеников
08.11.2024
210