В век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встаёт проблема потребности в душевном тепле. Недооценка воспитания таких нравственных качеств, как любовь и привязанность к своей семье, дому, родному краю; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям и промыслам своего края; проявление добра, чувства уважения к другим народам и их традициям, становится недостатком в облике всего общества.
Сегодня нехватка нравственности стала источником многих противоречий, которые мы наблюдаем в нашей современной жизни. Чаще и чаще встречаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.
С чего же начать? Ответ прост — с самого раннего возраста развивать детскую инициативу в патриотическом воспитании.
Добро бывает разное... Одно добро — это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать. Другое добро можно услышать — это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и родители, и дети, и все люди — это человечность.
Чудеса и добро — это не только цепь таинственных событий, которыми неведомая сила расцвечивает наши серые будни. Чудеса и добро бывают ещё и рукотворными, как в сетевом сообществе «Живые письма дошкольников». В основе этого сообщества лежит идея взаимодействия детей на основе «живого» общения через почтовые переписки. Идея одновременно проста и в то же время — гениальна! Педагог и воспитанники создают свой «творческий продукт», где делятся приобретёнными знаниями и умениями, и отдают его в мир! И, конечно же, получают в ответ «творческий продукт» других ребят — из другого региона.
Важность «Живых писем дошкольников» в том, что во всех видах деятельности главная роль отведена ребёнку. У каждого малыша есть возможность внести свой авторский вклад в рукотворное послание. Дети с удовольствием рассматривают рисунки, нарисованные их сверстниками из других городов. Им нравится играть в игры, решать головоломки, рисовать и моделировать поделки для друзей из других регионов. Дети в таких письмах оживляются, появляется инициатива творить что-то своё, непохожее на других. Они всегда ждут с нетерпением ответ на своё послание, а это воспитывает в них чувство ответственности, сопереживания и коллективизма.
Конечно, учить проявлять заботу и желание творить, показывать личным примером — тяжёлый, но достойный труд. Ведь каждый ребёнок должен ощутить, как его труды приносят пользу и радость окружающим.
Ещё одна важная роль нравственного воспитания — это познание. В ребёнке уже заложены наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение. Важно включить его в процесс совместных действий, который принесёт общую радость и пользу. Например, с помощью фломастеров, карандашей и вырезок из журналов дети могут изготовить игры, развивать навыки дизайна, креативности и формировать свой собственный стиль. Поэтому игры можно и нужно делать с детьми, чтобы развивающая среда патриотического уголка в детском саду «заговорила» голосом ребёнка.
Мы должны помнить: чем больше появится добрых сердец в мире, тем меньше зла, а значит наш мир станет безопаснее и справедливее, а жизнь приятнее и радостнее. Хорошо об этом сказал А. С. Макаренко: «Воспитание детей — важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это — не всё: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».