/
Учителю

Как проводить эффективные родительские собрания: советы и примеры

79
Автор статьи
Педагог, психолог, автор блога «Воспитатель: честно о дошкольном», автор курсов и тренингов для педагогов ДОУ.

С чем обычно ассоциируются у родителей приглашения на собрание?

  • Что мне нового там скажут?

  • Скажу, что занята, никак не могу пойти. Они же не проверят?

И так действительно отвечают родители, когда я спрашивала об этом своих знакомых, у кого дети ходят в сады и школы. Почему так получается? Давайте рассмотрим, как выглядит типичное родительское собрание:

  • Тема придумана исходя из “надо”. Например: “Возрастные особенности детей четвертого года жизни”. Как думаете, хочется ли посетить такое собрание, интересна ли эта тема?

  • Собрание проходит в форме лекции: родители сидят и слушают, педагог рассказывает.

  • Никакого толкового итога нет: а какой итог может быть по возрастным особенностям? Поговорили, выдохнули и разошлись.

А в чем вообще суть родительских собраний как формы работы с родителями? Какую цель мы преследуем?

  • Донести информацию. Это удобно: большинство.

  • Установить или укрепить контакт. “Эмоциональный банковский счет”. Работает как обычный банковский счет: когда вы его пополняете, деньги есть, когда снимаете деньги — их становится меньше. Так и с эмоциональным счетом: когда вы всегда поддерживаете контакт с родителями, вам будут не страшны конфликты. Во-первых, их станет гораздо меньше, а во-вторых, счет будет уже настолько полным, что небольшой минус не скажется на ваших отношениях.

  • Помочь родителям справиться с какой-либо сложностью. В каждой возрастной группе эти сложности свои.

Чтобы собрание прошло по-настоящему эффективно, мы помним о целях и реализуем их так, чтобы родителям было интересно поучаствовать. Заметьте, не послушать, а именно поучаствовать. И здесь важны правила:

  • Выбор темы совместно с родителями. Мы используем три метода: наблюдение (смотрим на взаимодействие родителей и детей, запоминаем вопросы родителей к нам), прямой вопрос (можно организовать опрос на “говорящей” стене в раздевалке или в чате), а потом анализируем, что получилось.

  • Приглашаем родителей от души. Не пишем сухие объявления в раздевалке: приглашаем лично и в чате, раскрывая то, что полезного сможет взять родитель для себя на этом собрании.

  • Выбираем интерактивный формат: круглый стол, игры, кейс-метод. На первом собрании с помощью кейсов мы заранее решили спорные ситуации: “У ребенка вся футболка в краске после сада. Почему так получается? Воспитатели не следят за детьми?” Родители обсуждали ситуацию между собой. Пришли к выводу, что ребенок развивался, а это плюс, а чтобы одежда была чистой — нужно принести больше запасной. Когда такие ситуации возникают, родители уже понимают, почему это произошло. А игры, в которые вы будете играть на собрании, будут нести двойную пользу: родители расслабятся, а также смогут использовать эти игры дома с детьми.

  • Обязательно рефлексия в конце: для нее можно использовать и детские приемы, например, куб со значками. Родители кидают его и получают свой значок: отвечают, что запомнилось, что для них сложно и так далее. Без рефлексии нет развития.

После таких собраний вы увидите эффект: родители будут прислушиваться к вам, активнее участвовать в жизни группы, посещать собрания в большем количестве, а ваши отношения всегда будут гармоничными и без конфликтов.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Организация школьных мероприятий: как сделать праздники и конкурсы интересными
Организация школьных мероприятий: как сделать праздники и конкурсы интересными
01.07.2024
99
Организация образовательных выездов: опыт учителя начальных классов
Организация образовательных выездов: опыт учителя начальных классов
01.07.2024
95
Роль учителя в период подросткового возраста
Роль учителя в период подросткового возраста
01.07.2024
25