/
Учителю
Воспитателю

Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали так активно требовать?

11886

Сейчас много говорят о понятии «функциональная грамотность педагога». О чем идет речь? Как понять, что педагог ей владеет, а если не владеет, то как это отражается на детях? Могут ли оштрафовать или уволить педагога, если он не владеет функциональной грамотностью?

Отвечает группа экспертов — методист, юрист и учитель высшей категории.

Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию?

Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. И от педагога сейчас просят, не столько владеть самим, сколько научить функциональной грамотности своих учеников.

Ниже в таблице перечислены 8 индикаторов функциональной грамотности школьников и их показатели. 

Зачем развивать «функциональную грамотность» у учеников и почему без нее уже не обойтись?

Что от образования просит государство и общество? Подготовить человека нового времени, готового жить в других реалиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вектор современного образования смещается от “пересказывания прошлого” к инновационному обучению, ориентированному на будущее.

Как педагог может это реализовать? При формировании функциональной грамотности учащихся можно выделить два направления. Первое — это ежедневная работа педагога во время учебного процесса, когда акцент ставится на проблемное обучение. Проблема — это всегда препятствие. Преодоление препятствий — движение в сторону развития. 

Например, каждый параграф учебника — это новый для ученика текст, педагог строит группу вопросов или заданий разного уровня сложности, чтобы сформировать различные умения: поиск нужной информации в тексте, анализ и формулировка выводов, интерпретация фактов, применения новых знаний в ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

То есть важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задачек для решения, а процессом гармонично «вшитым» в общую учебную программу. 

Например, возьмем естественнонаучные предметы. В учебникам школьник находит термины, знакомится с законами природы, изучает их действия в условиях учебного класса. В это же время мировое сообщество развивает продвинутые технологии, изобретаются новые вещества, науки объединяются для совместного прогресса. И о этом тоже важно рассказывать, хотя чтобы готовить подрастающее поколение к жизни в условиях рынка, а для этого быть в курсе актуальных процессов. Побочный эффект — интерес детей к предмету.

Имеют ли право требовать функциональную грамотность от учителя?

Если кратко, то да, эти требования законны. Ниже  приводим выдержки из нормативных документов, которые говорят о необходимости и обязанности педагогов владеть функциональной грамотностью.

Смотрите.

Есть указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". И в нем прописано следующее:

"При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:

  • глобальную конкурентоспособность российского образования;

  • вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Развитие образования" (2018-2025 годы). В ней зафиксировано: "сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)".

Во ФГОС прописано:

  • изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;

  • характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;

  • доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

  • характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

Как развить навыки функциональной грамотности?

Есть пять способов становления функциональной грамотности не только нынешнего поколения детей, но и взрослых людей. 

Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы. 

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

Как и кем определяется уровень функциональной грамотности (и почему ЕГЭ недостаточно)?

Сейчас много систем мониторинга. Один из главных — PISA. Это международная программа по оценке качества обучения, появилась в 2000 году и  сейчас проводится каждые 3 года.

Главная цель этой программы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летних школьников в разных сферах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. Так как PISA международная программа, она определяет перемены, происходящие в системах образования разных странах. Так оценивается эффективность нововведений в сфере образования. 

В России национальным центром проведения исследования PISA является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она выявляет  навыки учащихся руководствоваться рассудком и логикой при решении нестандартных задач. 

Задания PISA проверяют не вызубренный материал по школьным предметам, а владение навыками в различных аспектах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, научные инновации и технологии. 

Например, в интерактивных заданиях с наблюдением за каким-то объектом, нужно сделать вывод, как действует этот объект. Есть задания с аналитическим подходом: нужно определить, как развернуться события или поведут себя предметы.

В 2015 году в PISA появились и коллективные задания. Вместе с партнером (виртуальным) нужно найти решение проблемы: что-то реорганизовать, улучшить, изобрести. Задание демонстрирует, как ученик коммуницирует с партнёром: в какой форме доносит информацию, как ставит задачи и ведет переговоры.  

Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Мы заняли 31 место из 77 участвующих. Результаты исследования PISA-2018 показали, что больше 78% российских обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. При этом число детей, достигших наивысших уровней читательской грамотности, составило 6% по всем видам проверяемых умений, что на 1% меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования.

В системе PISA есть свои нюансы и просчеты. Россия не гонится за топовыми позициями в международном рейтинге, но изучает итоги тестирования, чтобы выявлять проблемные места в сфере школьного образования страны в целом.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Роль физической активности в образовательном процессе: как интегрировать спорт и движения на занятиях
Роль физической активности в образовательном процессе: как интегрировать спорт и движения на занятиях
07.10.2024
108
Современные технологии в начальной школе: плюсы и минусы
Современные технологии в начальной школе: плюсы и минусы
03.10.2024
203
Применение метода кейсов в обучении школьников
Применение метода кейсов в обучении школьников
30.09.2024
192