В начальной школе организация обучению исследовательской деятельности является актуальной: в этом возрасте дети любознательны и активны, им интересен поиск, они любят спорить, обсуждать, создавать. Но возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены.
Поэтому обучение исследованию логично вынести в систему дополнительного образования. Один из вариантов — авторская методика Ирины Мохначевой «ДИНО».
Что такое «ДИНО»?
«ДИНО» (Думаем, ищем, находим, обсуждаем!) — авторская программа учителя начальной школы Ирины Мохначевой, направленная на решение проблемы организации исследовательской деятельности в начальной школе.
По форме — это клуб. На занятиях клуба предусмотрен диалог с ребёнком: дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, оценивать свою деятельность и своих одноклубников. В группе и в парах ученики знакомятся с основными необходимыми научными понятиями, учатся наблюдать, ставить эксперименты, опыты.
На что направлена программа внеурочной деятельности «ДИНО»?
Главная цель программы — развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности.
Программа помогает воспитать коммуникабельного и инициативного человека, самостоятельного, творческого и воспитанного, с положительной познавательной мотивацией, с адекватной самооценкой, умеющего, в случае затруднений, найти способы выхода из них, с умениями проектной и исследовательской деятельности, владеющий навыками работы с разными источниками информации.
Кто руководит исследовательской работой?
В качестве руководителя выступают педагоги и родители, реже старшеклассники. Для повышения исследовательской компетентности родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, совместные занятия с детьми. Родители — это важные помощники в проведении исследовательской работы ребят в начальной школе. Старшеклассники, выступающие в роли руководителей, консультантов, соавторов — это выпускники клуба «ДИНО». Консультирование могут осуществлять научные сотрудники высшей школы, практикующие специалисты. Для проведения диагностики привлекается психологическая служба школы.
Сколько по времени проходят занятия?
Все зависит от возраста ребенка. В 1 классе — 30 минут, а начиная со 2 класса — 40 минут.