/
Учителю

Что сделать для аттестации в 2019 году и зачем?

925

Педагоги обязаны проходить аттестацию раз в пять лет. Некоторые руководствуются принципом «от сессии до сессии живут студенты весело» и готовятся к аттестации только за несколько месяцев до процедуры. Но лучше каждый год совершать мелкие шаги и пополнять портфолио. Разбираемся, что можно сделать для аттестации ежегодно, чтобы быть готовым к ней всегда.

Зачем ежегодно готовиться к аттестации?

Чтобы пройти ее успешно. За пять лет до аттестации нужно изучить структуру портфолио и понять, что нужно сделать, чтобы получить результаты по каждому пункту. Если каждый год немного работать по всем направлениям, через пять лет портфолио будет в норме и получить категорию будет несложно.

Чтобы не выгореть в процессе. Кажется, что нужно просто работать пять лет, а потом заполнить портфолио. Но это даст большую нагрузку на педагога: придется пару месяцев до аттестации бросить всю работу и только собирать портфолио в диком темпе. Это чревато выгоранием.

Чтобы ничего не забыть. Можно пять лет работать над портфолио, но не записывать результаты. Тогда они забудутся и за пару месяцев до аттестации придется все вспоминать или даже фальсифицировать результаты. Фальсификация не пройдет: комиссия скорее всего отличит придуманные результаты от настоящих.

С чего начать?

Поставить адекватные сроки. Уточните дату аттестации или выберите ее сами. Можно не дожидаться пять лет, а пройти аттестацию раньше.

Составьте план. Запишите, что нужно делать каждый год, а что можно успеть перед самой аттестацией. Можно придумать эти этапы самому, можно воспользоваться нашим чек-листом или дальнейшими пунктами статьи.

Держите план на видном месте. Например, на рабочем столе или около компьютера. Можно поработать с гугл-календарем и назначить себе ежемесячные задачи: брать нужные справки, проводить нужные занятия.

Как ежегодно обновлять общие сведения о педагоге?

Добавить в портфолио наградные грамоты за стаж. Если у педагога большой стаж, ему полагаются наградные грамоты, например, за 25 лет работы. Возможно у учреждения есть свои сертификаты или грамоты — их тоже можно складывать в раздел «Общие сведения». Грамоты за участие в конкурсах нужно складывать в другие разделы.

Пройти курсы повышения квалификации. Комиссия может присвоить вам категорию, даже если вы не получаете дополнительное образование. Но легче её получить, постоянно вырастая в профессии. Это пойдет на пользу: познакомитесь с коллегами, узнаете новое, сможете стать экспертом в новых для себя областях. Старайтесь проходить курсы раз в год и профессиональную переподготовку раз в 3-5 лет.

Как ежегодно проводить методическую работу?

2-3 раза в год посещайте методические объединения. Можно просто посещать их, но лучше участвовать в их работе: выступать на круглых столах, активно задавать вопросы, помогать в организационной работе.

Выступите на конференции районного или городского уровня. Информацию о конференциях как раз можно получить на методобъединении. Выбирайте или знакомую для себя тему или абсолютно новую. В знакомой теме вы сможете выйти на более глубокий уровень, в новой — радикально поменять сферу интересов.

Проведите семинар в организации или на районном методическом объединении. Лучше проводить семинары на районном или городском уровне. Но для этого можно сначала провести круглый стол или семинар в своей организации. Затем чуть усложните тему, сделайте выводы из предыдущего семинара и проведите его на новом уровне.

Станьте экспертом в жюри детского или профессионального конкурса. Для получения первой категории этот пункт необязателен, но желателен. Высшую без экспертной деятельности не дадут. Выберите тему для конкурса, близкую вам по духу. Сам конкурс легко найти в расписании, утвержденном региональным министерством образования.

Обновите элементы предметно-развивающей среды в кабинете. Следите за развивающим потенциалом вашего кабинета — обновляйте пособия, создавайте тематические уголки. Это убьет сразу нескольких зайцев — ученики лучше освоят учебный материал, кабинет станет интересней, сможете транслировать данный методический опыт для своих коллег.

Принять участие в экспериментальной или проектной работе учреждения или методического объединения. Часто образовательные организации становятся экспериментальными площадками городского, регионального или федерального уровня. Например, организации могут в экспериментальном порядке внедрять инклюзивные методы образования. Если тема вам близка, войдите в рабочую группу. Это отнимет часть методы, но даст свои результаты не только для портфолио, но и для профессионального развития. Да и среда в вашей организации станет лучше.

Если организация не стала экспериментальной площадкой, можно организовать проект. Возможно, что хороший проект станет мостиком к открытию экспериментальной или иной методической площадки в вашей организации.

Что ежегодно проводить в рамках учебной и внеурочной деятельности?

Открыть кружок или продолжить работу в уже существующем. Если у вас уже работает кружок, клуб или иное объединение для ребят, не забывайте с ними заниматься. Обновите необходимые документы — программу, расписание, — соберите ребят и занимайтесь. Если кружка нет, но вам интересно — посоветуйтесь с коллегами и открывайте новый.

Провести аттестацию у ребят, посещающих кружок. Не забывайте об аттестации учеников даже в кружках. Вам и им нужно знать, насколько успешно они осваивают программу. Результаты аттестации приложите в портфолио.

Сделать копии наградных листов у ребят, выигравших конкурсы, конференции, олимпиады. Если ребята привозят с конкурсов сертификаты, копируйте их или сканируйте. Еще лучше, если на конкурсах будут выдавать отдельные благодарности руководителю кружка или преподавателю дисциплины. Договоритесь об этом заранее.

Взять в администрации результаты мониторинга освоения обучающимися образовательных программ. Школа раз в полугодие проводит мониторинг успеваемости и посещаемости у всех классов. Получите в администрации результаты для тех параллелей, в которых вы преподаете.

Как ежегодно работать с родителями и социальными партнерами?

Провести от 2 до 5 родительских собраний. Лучше если это будут не только организационные собрания, но и тематические, образовательные. Можно провести опрос среди родителей класса и выбрать те темы, что им интересны.

Провести внеклассные мероприятия с родителями и детьми. Это даже лучше родительских собраний — совместные праздники или экскурсии. На таких мероприятиях дети и родители могут сплотиться, вы определите активистов.

Организовать экскурсии на предприятия. Это позволит подключить к работе организации района или города. Можно выйти на них через родителей класса или через торгово-промышленную палату. Предприятиям такое сотрудничество выгодно — они смогут вербовать новых сотрудников.

Организовать волонтерскую работу в своем районе. Еще один вариант сотрудничества с организациями города — участие в волонтерских отрядах. Список организаций, которым нужна помощь, можно узнать от социального педагога или заместителя директора по воспитательной работе.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
301
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
148
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
190