/
Учителю

12-балльная система оценки: чем хороша, чем плоха и когда ее ждать

6720

В 2018 году СМИ несколько раз писали о переходе с 5-балльной системы оценки в школах на 12-балльную. Разбираемся, так ли это, в чем плюсы и минусы разных систем оценок и чего ждать учителям и ученикам.

Что такое система оценки?

Хотя новые ФГОС уходят от однобокой оценки школьников и вводят три вида результатов, успехи школьников по привычке оценивают по их отметкам. Если получил «пятерку» — молодец, «двойку» — вряд ли далеко пойдешь. Хотя эти мнения далеки от истины, оценки не уйдут из школьного образования. Они помогают формально и быстро понять, насколько хорошо школьник справляется с учебной программой. Шкалу и методы присвоения баллов называют системой оценки.

Какие плюсы и минусы у 12-балльной системы оценки?

Пятибалльную систему ругают за небольшой шаг — пять баллов получит и ученик, написавший идеальную работу без помарок в оформлении и тот, кто эти помарки допустил. В 12-балльной системе выделены четыре уровня: высокий от 10 до 12 баллов, достаточный от 7 до 9, средний от 4 до 6 и начальный от 1 до 3. Кстати, само название уровней отражает большую любовь к ученику: если ты получил два, то ты не плохо справился, а просто знаешь предмет на начальном уровне.

Но большой разброс баллов на каждом уровне требует от учителя большей концентрации на проверке работ. Если отличить «пятерку» от «четверки» в пятибалльной системе легко, то в 12-балльной системе отличить «семь» и «восемь» баллов сложно. Подобная система принята в Украине, в европейских странах используют 20-балльные, 7-балльные и другие. Доказать их эффективность по сравнению с пятибалльной сложно, потому что на эффективность системы образования влияет слишком много факторов.

Что министерство образования думает о переходе на 12-балльную систему оценки?

В интервью «РИА-новости» министр просвещения Ольга Васильева сказала, что ученики и учителя привыкли к пятибалльной системе и дальше разговоров дело не пойдет. Ей кажется, что дискутировать об этом можно, но претворять в жизнь сложно — придется менять привычки у всех специалистов. Также Васильева считает, что нынешняя система оценки понятна и удобна всем участникам образовательного процесса.

Что думают эксперты?

Исследователь систем образования Александр Адамиский считает, что систему нужно менять, чтобы в полную силу реализовывать новые ФГОС. Для того, чтобы оценивать метапредметные и личностные результаты, не хватит пятибалльной системы оценок. Но и 12-балльная скорее всего для этих целей не подойдет. Скорее всего нужно оценивать законченные результаты деятельности, например, спектакли, проекты, выставки, считает Адамский. Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко считает, что каждая школа имеет право выбирать удобную для себя систему оценки. Единство не требуется, все равно на выходе из школы учитываются только результаты ЕГЭ. А они считаются по своей 100-балльной шкале.

И что же будет?

Пока непонятно. Точно известно, что инициатива идет не от Министерства просвещения. Если Васильева высказывается об инициативах положительно — дополнительные часы на изучение астрономии, новая система аттестации педагогов — то процесс идет. 12-балльную систему министр ругает. Пятибалльную систему видимо в ближайшие пять лет менять не будут.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Методы стимулирования творческого мышления у школьников
Методы стимулирования творческого мышления у школьников
29.10.2024
64
«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе
«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе
27.10.2024
153
Влияние физической активности на успеваемость школьников
Влияние физической активности на успеваемость школьников
25.10.2024
267