/
Воспитателю
Родителю

Методики дошкольного образования. ТОП-5 альтернатив классическому подходу

11710

Для дошкольного развития и воспитания ребенка сегодня есть огромное количество различных методик и систем развития, в том числе и нестандартных. С каждым годом — всё больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию в среде профессионалов: есть ФГОС, есть программы, какие еще “буквограммы” и “духовный подход к развитию свободной личности ребенка”? Однозначно есть предмет для спора. Наш эксперт Марина Болотова — научный руководитель дошкольных образовательных организаций — в силу работы внимательно изучила множество популярных и оригинальных современных методик. Это статья — ответы специалиста по поводу ТОП-5 альтернатив классическому подходу. Чтобы за эмоциями не пропустить важное.

Все методики, о которых мы говорим в этой статье, ориентированы на средовой подход: ребенок находится в специально организованной среде как максимально удовлетворяющей потребности ребенка.

Монтессори-педагогика

Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея подхода — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды и не мешать ребенку.

По каким принципам работает?

  • Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая для формирования бытовых навыков, сенсорная с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая зона для изучения букв и слогов, космическая зона для знакомства с окружающим миром и загадками природы.

  • Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и еще лучше развивают свои умения.

  • Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его. 

STEM-технологии в обучении дошкольников

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах. 

  • Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».

  • Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах. 

Каким должен быть педагог?

  • Педагог должен уважать детей и их выбор: давать им возможность играть и выбирать темп занятий. 

  • Педагог должен уметь создавать среду. Многие игрушки делаются своими руками из природных материалов. 

  • Педагог должен уметь увлекать детей. Именно он презентует материалы для игры и занятий, он служит образцом в групповых творческих занятиях. 

Реджио-педагогика

Итальянская технология, в основе которой идеи Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них украли. Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка. 

По каким принципам работает? 

  • Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет. 

  • Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером. 

  • Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки. 

Каких целей достигает ребенок? 

  • Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни». 

  • Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.

  • Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть. 

Финансовая грамотность для дошкольников. Приемы, книги и полезные приложения

Каким должен быть педагог?

Педагог должен соблюдать шесть правил:

  1. Уважать ребенка и смотреть ему в глаза. 

  2. Объяснить правила и задать вопрос. Только так, а не наоборот.

  3. Не «неправильно», а «по-другому». 

  4. Предлагать выбор и не торопить. 

  5. Учиться в любой ситуации.

  6. Фантазировать важнее, чем читать. 

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом. 

По каким принципам работает? 

  • В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности. 

  • Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.

  • Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности. 

Каких целей достигает ребенок?

Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики. 

Каким должен быть педагог?

  • Педагог должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет. 

  • Педагог должен вовлекать ребят в игру, некоторое время нужно тратить на знакомство с её правилами. 

  • Педагог не оценивает выполнение заданий. Для каждого возраста есть свой уровень, если не справляешься, можешь перейти на более легкий. 

Полезные приложения для дошкольников, которые формируют правильные привычки перед школой

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал практико ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностями, что дает ему необходимый жизненный опыт. 

По каким принципам работает?

  • Все, что происходит с ребенком, должно быть практико ориентировано. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.

  • Обучение должно быть направлено на приобретение опыта, который может только накапливаться самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их. 

  • Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей. 

Каких целей достигает ребенок?

  • Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения. 

  • Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями. 

  • Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог. 

Каким должен быть педагог?

  • Должен обладать сильными инструментальными навыками, например, работать руками. Без этого он не научит нужным навыкам детей. 

  • Не сравнивает детей с другом — в технологии запрещены соревнования. Ребенка сравнивают только с самим собой. 

  • Учит детей проектной деятельности. Именно проекты помогают детям получать опыт и осваивать навыки, а также сотрудничать с другими и развивать собственную предприимчивость. 

Вальдорфская педагогика

Педагогическая технология, основанная Рудольфом Штайнером, основателем мистического движения антропософии. 

По каким принципам работает?

  • Каждый ребенок индивидуален. Здесь нет понятий нормы, опережения и отставания в развитии. Нет единой программы — у каждого своей образовательный маршрут. Основной педагогический метод — метод душевной экономии, при котором развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить без сопротивления организма. 

  • В создании среды используют природные материалы. 

  • В вальдорфской школе нет шума, царит атмосфера творчества и общения друг с другом. Нет тестов и отчетных мероприятий, звонков, тетрадей, оценок. 

  • Учебный материал изучается эпохами за 3-4 недели, это позволяет ребенку вжиться в него. 

  • При подаче учебного материала учитывают возраст детей: например, в период полового созревания разбирают рыцарство. Учитывается гендерный подход: мальчиков учат мужским качествам, девочек — женским. 

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится быть творческим и свободным. На это работает вся атмосфера школы. 

  • Учится углубленным методам изучения материала. На это работает обучение по эпохам. 

  • Учится уважению к себе и другим.  

Каким должен быть педагог?

  • Уважает интересы и свободу выбора ребенка. 

  • Умеет выстраивать дружескую атмосферу в группе. 

  • Разбирается почти во всех естественных и гуманитарных науках.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду
Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду
04.04.2024
347
Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
04.04.2024
889
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
389