Современное образование в школе призвано формировать современного креативного и активного человека, обладающего не только академической грамотностью.
Функциональная грамотность учащихся - залог их счастливой и успешной взрослой жизни. Решение проектных задач и выполнение проектов (исследовательских, творческих, социальных) способствует активизации интереса детей к познанию окружающего мира и потребности его преобразовывать. Решение проблем, коммуникация, глубокое усвоение знаний - главные преимущества проектного обучения. В итоге, внедрение этого подхода в школьную программу значительно обогащает образовательный процесс и подготавливает учащихся к реальным вызовам жизни.
Эффективные темы проектов: как учесть интересы учеников
Личные наблюдения и советы по подбору тем проектов:
-
Учитывайте интересы учащихся. Выбор темы проекта должен быть связан с их увлечениями и жизненным опытом. Например, подготовка исследования о географии семьи сподвигла многих моих учеников на изучение своего рода, построение генеалогического древа. В некоторых случаях данный проект повлиял на сплочение родственников, живущих в разных регионах и странах. Также использую интерес современных подростков к цифровым технологиям. Мы с детьми, которых называю докторами ученических наук, проектируем полезный контент и публикуем его.
-
Актуальность и практичность. Тема должна быть актуальной и позволять учащимся применить полученные знания на практике. Нельзя путать реферат и проект. Обобщенные темы и не несущие практической значимости выбирать не стоит. Можно использовать ИИ, обратившись к нему с промптом “Предложи актуальные три темы для исследовательского проекта учащимся 6 класса по географии”. Ответ будет такой: “Изучение климатических особенностей родного региона”, “Исследование экосистемы близлежащего природного заповедника или парка”, “Изучение культурного наследия других стран”. Из трех две однозначно практичны и актуальны, третья носит более обобщающий характер и подойдет больше для реферативной работы, выполнения доклада на уроке.
-
Разнообразие и интеграция дисциплин. Подбирайте темы, которые позволяют сочетать различные области знаний и навыков. Например, возможно провести исследование с пятиклассником по географии и математике одновременно. Возможны проекты по литературной географии. Возможно выполнение проектной работы, где максимально проявляются организаторские, познавательные и коммуникативные навыки. Например, исследовать географию всех учащихся своей школы. Нужно провести интервью, сделать обработку материалов, построение графиков, таблиц и диаграмм.
Темы проектов, которые вдохновляют
Удачные примеры тем и их влияние на мотивацию учащихся в 2023/24 учебном году:
-
Исследование конфликта поколений (на примере старшеклассников своей школы и их родителей, делали с десятиклассником).
-
Ребрендинг моего города на основе отзывов о нем (делали с девятиклассником).
-
Сохраним воду для потомков (чистая вода - наследие Камчатки, делали с девятиклассницей).
-
Математический смысл землетрясений (делали с шестиклассником).
-
Корейская волна в Нижнем Новгороде (делаем с шестиклассницей).
-
Путеводитель по улице, где находится моя школа (делали с шестиклассником).
-
География лыжных баз, их инфраструктуры в г. Владимире (делали с девятиклассником).
Роль учителя в проектном обучении
Учитель является прежде всего руководителем проекта. Затем - наставником в сборе и обработке материалов. Его задача – обеспечить поддержку, направление, организовать работу учеников, а также оценить результаты и помочь учащимся извлечь уроки из процесса. Уверенность и поддержка учителя играют ключевую роль в мотивации учащихся и успешной реализации проектов. Это еще и продюсер проекта. Куда и каким образом с защитой проекта может пойти, поехать ученик. Здесь главное - стремление презентовать свою деятельность, проявляться.
Внедрение проектного метода - это первостепенная задача современного и эффективного учителя. Это прежде всего задача поддержки детей с инициативами быть социально активными и значимыми людьми.