/
Учителю

Внедрение проектного обучения в школьную программу

100
Автор статьи
Географ, преподаватель, тренер ОГЭ по географии, победитель в региональном конкурсе «Учитель-методист», 2016 г.

Современное образование в школе призвано формировать современного креативного и активного человека, обладающего не только академической грамотностью.

Функциональная грамотность учащихся - залог их счастливой и успешной взрослой жизни. Решение проектных задач и выполнение проектов (исследовательских, творческих, социальных) способствует активизации интереса детей к познанию окружающего мира и потребности его преобразовывать. Решение проблем, коммуникация, глубокое усвоение знаний - главные преимущества проектного обучения. В итоге, внедрение этого подхода в школьную программу значительно обогащает образовательный процесс и подготавливает учащихся к реальным вызовам жизни.

Эффективные темы проектов: как учесть интересы учеников

Личные наблюдения и советы по подбору тем проектов:

  1. Учитывайте интересы учащихся. Выбор темы проекта должен быть связан с их увлечениями и жизненным опытом. Например, подготовка исследования о географии семьи сподвигла многих моих учеников на изучение своего рода, построение генеалогического древа. В некоторых случаях данный проект повлиял на сплочение родственников, живущих в разных регионах и странах. Также использую интерес современных подростков к цифровым технологиям. Мы с детьми, которых называю докторами ученических наук, проектируем полезный контент и публикуем его.

  2. Актуальность и практичность. Тема должна быть актуальной и позволять учащимся применить полученные знания на практике. Нельзя путать реферат и проект. Обобщенные темы и не несущие практической значимости выбирать не стоит. Можно использовать ИИ, обратившись к нему с промптом “Предложи актуальные три темы для исследовательского проекта учащимся 6 класса по географии”. Ответ будет такой: “Изучение климатических особенностей родного региона”, “Исследование экосистемы близлежащего природного заповедника или парка”, “Изучение культурного наследия других стран”. Из трех две однозначно практичны и актуальны, третья носит более обобщающий характер и подойдет больше для реферативной работы, выполнения доклада на уроке.

  3. Разнообразие и интеграция дисциплин. Подбирайте темы, которые позволяют сочетать различные области знаний и навыков. Например, возможно провести исследование с пятиклассником по географии и математике одновременно. Возможны проекты по литературной географии. Возможно выполнение проектной работы, где максимально проявляются организаторские, познавательные и коммуникативные навыки. Например, исследовать географию всех учащихся своей школы. Нужно провести интервью, сделать обработку материалов, построение графиков, таблиц и диаграмм.

Темы проектов, которые вдохновляют

Удачные примеры тем и их влияние на мотивацию учащихся в 2023/24 учебном году:

  1. Исследование конфликта поколений (на примере старшеклассников своей школы и их родителей, делали с десятиклассником).

  2. Ребрендинг моего города на основе отзывов о нем (делали с девятиклассником).

  3. Сохраним воду для потомков (чистая вода - наследие Камчатки, делали с девятиклассницей).

  4. Математический смысл землетрясений (делали с шестиклассником).

  5. Корейская волна в Нижнем Новгороде (делаем с шестиклассницей).

  6. Путеводитель по улице, где находится моя школа (делали с шестиклассником).

  7. География лыжных баз, их инфраструктуры в г. Владимире (делали с девятиклассником).

Роль учителя в проектном обучении

Учитель является прежде всего руководителем проекта. Затем - наставником в сборе и обработке материалов. Его задача – обеспечить поддержку, направление, организовать работу учеников, а также оценить результаты и помочь учащимся извлечь уроки из процесса. Уверенность и поддержка учителя играют ключевую роль в мотивации учащихся и успешной реализации проектов. Это еще и продюсер проекта. Куда и каким образом с защитой проекта может пойти, поехать ученик. Здесь главное - стремление презентовать свою деятельность, проявляться.

Внедрение проектного метода - это первостепенная задача современного и эффективного учителя. Это прежде всего задача поддержки детей с инициативами быть социально активными и значимыми людьми.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Современные подходы к организации дистанционного обучения
Современные подходы к организации дистанционного обучения
26.08.2024
124
Психологическая поддержка учителей: программы повышения квалификации для работы с эмоциональным выгоранием
Психологическая поддержка учителей: программы повышения квалификации для работы с эмоциональным выгоранием
21.08.2024
191
Использование методов коучинга в образовании: как помочь детям достигать целей
Использование методов коучинга в образовании: как помочь детям достигать целей
19.08.2024
187