/
Учителю

Внедрение проектного обучения в школьную программу

336
Автор статьи
Географ, преподаватель, тренер ОГЭ по географии, победитель в региональном конкурсе «Учитель-методист», 2016 г.

Современное образование в школе призвано формировать современного креативного и активного человека, обладающего не только академической грамотностью.

Функциональная грамотность учащихся - залог их счастливой и успешной взрослой жизни. Решение проектных задач и выполнение проектов (исследовательских, творческих, социальных) способствует активизации интереса детей к познанию окружающего мира и потребности его преобразовывать. Решение проблем, коммуникация, глубокое усвоение знаний - главные преимущества проектного обучения. В итоге, внедрение этого подхода в школьную программу значительно обогащает образовательный процесс и подготавливает учащихся к реальным вызовам жизни.

Эффективные темы проектов: как учесть интересы учеников

Личные наблюдения и советы по подбору тем проектов:

  1. Учитывайте интересы учащихся. Выбор темы проекта должен быть связан с их увлечениями и жизненным опытом. Например, подготовка исследования о географии семьи сподвигла многих моих учеников на изучение своего рода, построение генеалогического древа. В некоторых случаях данный проект повлиял на сплочение родственников, живущих в разных регионах и странах. Также использую интерес современных подростков к цифровым технологиям. Мы с детьми, которых называю докторами ученических наук, проектируем полезный контент и публикуем его.

  2. Актуальность и практичность. Тема должна быть актуальной и позволять учащимся применить полученные знания на практике. Нельзя путать реферат и проект. Обобщенные темы и не несущие практической значимости выбирать не стоит. Можно использовать ИИ, обратившись к нему с промптом “Предложи актуальные три темы для исследовательского проекта учащимся 6 класса по географии”. Ответ будет такой: “Изучение климатических особенностей родного региона”, “Исследование экосистемы близлежащего природного заповедника или парка”, “Изучение культурного наследия других стран”. Из трех две однозначно практичны и актуальны, третья носит более обобщающий характер и подойдет больше для реферативной работы, выполнения доклада на уроке.

  3. Разнообразие и интеграция дисциплин. Подбирайте темы, которые позволяют сочетать различные области знаний и навыков. Например, возможно провести исследование с пятиклассником по географии и математике одновременно. Возможны проекты по литературной географии. Возможно выполнение проектной работы, где максимально проявляются организаторские, познавательные и коммуникативные навыки. Например, исследовать географию всех учащихся своей школы. Нужно провести интервью, сделать обработку материалов, построение графиков, таблиц и диаграмм.

Темы проектов, которые вдохновляют

Удачные примеры тем и их влияние на мотивацию учащихся в 2023/24 учебном году:

  1. Исследование конфликта поколений (на примере старшеклассников своей школы и их родителей, делали с десятиклассником).

  2. Ребрендинг моего города на основе отзывов о нем (делали с девятиклассником).

  3. Сохраним воду для потомков (чистая вода - наследие Камчатки, делали с девятиклассницей).

  4. Математический смысл землетрясений (делали с шестиклассником).

  5. Корейская волна в Нижнем Новгороде (делаем с шестиклассницей).

  6. Путеводитель по улице, где находится моя школа (делали с шестиклассником).

  7. География лыжных баз, их инфраструктуры в г. Владимире (делали с девятиклассником).

Роль учителя в проектном обучении

Учитель является прежде всего руководителем проекта. Затем - наставником в сборе и обработке материалов. Его задача – обеспечить поддержку, направление, организовать работу учеников, а также оценить результаты и помочь учащимся извлечь уроки из процесса. Уверенность и поддержка учителя играют ключевую роль в мотивации учащихся и успешной реализации проектов. Это еще и продюсер проекта. Куда и каким образом с защитой проекта может пойти, поехать ученик. Здесь главное - стремление презентовать свою деятельность, проявляться.

Внедрение проектного метода - это первостепенная задача современного и эффективного учителя. Это прежде всего задача поддержки детей с инициативами быть социально активными и значимыми людьми.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
18.11.2024
89
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
13.11.2024
200
Коучинг как инструмент поддержки учеников
Коучинг как инструмент поддержки учеников
08.11.2024
211