/
Учителю
Родителю

Роль литературы в формировании мировоззрения школьников

82
Автор статьи
11 лет работала в муниципальном детском саду психологом, затем методистом и заведующей. 3 года руководила собственным детским клубом. А в пандемию закрыла клуб и стала онлайн репетитором. Веду занятия с детьми по всему миру. Учу детей читать эффективно, работать с текстом и информацией.

«Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя».

Французский писатель Даниэль Пеннак

Влияние литературы на развитие личности

В современном мире, когда информация доступна в одно касание, у многих школьников снижается интерес к чтению. Однако существуют методы, которые могут помочь вернуть этот интерес и сделать чтение важной частью их жизни.

Дети, взрослея, всё так же познают мир, задают себе вопросы о его устройстве. К окончанию школы учащиеся проходят путь от детства к юношеству. И в идеале должны обрести внутреннее чувство «взрослости», сформировать мнение о себе самом, людях и мире вокруг.

Литература остается надежным средством развития личности даже в эпоху цифровых технологий. Она помогает детям не только расширять кругозор, но и формировать мировоззрение и жизненные ценности.

Расширение кругозора и словарного запаса. Книги позволяют узнать о различных культурах, эпохах, научных открытиях и философских идеях. Они помогают нам понять, что мир разнообразен и интересен и что наше восприятие может быть ограничено собственными убеждениями. Делают это мягко. Как нативная реклама.

Самопознание, определение своих ценностей. Поиск себя - закономерный этап развития подростков. Не всегда дети решаются открыто задать вопрос взрослому, даже авторитетному, тому, которому доверяют. Наблюдая за героями и сюжетом, школьники могут разобраться в своих эмоциях и мотивах, и, возможно, даже изменить свое поведение и отношение к себе. Читая, ребята неизбежно формируют свои ценности и убеждения, определяют свои приоритеты.

Развитие критического мышления. Осмысленное чтение, работа с несколькими источниками - первый шаг к умению анализировать информацию, оценивать её достоверность и принимать обоснованные, взвешенные решения.

Эмпатия и коммуникативные навыки. Эмпатия - способность распознавать и понимать чувства других людей. Это качество позволяет нам сопереживать, сочувствовать, дружить. Художественные произведения позволяют нам узнать, что чувствовали те, с кем мы никогда бы не встретились в жизни: людей, живущих на других континентах, в других эпохах, измерениях, планетах. Нередко в отношениях со сверстниками выявляется дефицит эмпатии. И тогда совместное чтение хорошо подобранной литературы может стать очень терапевтическим для всех участников конфликта. Такой вариант - не таблетка от буллинга быстрого действия. Но одна из возможностей научиться быть терпимым, тактично выражать свои мысли и чувства и понимать других людей.

Книги могут стать источником вдохновения и эмоциональной поддержки. Актуальный пункт для подростков, чей эмоциональный фон штормит, как парусник в открытом море. Истории на страницах показывают детям примеры людей, которые преодолели трудности и достигли своих целей. Это может мотивировать их к действию и развитию, дать надежду на лучшее.

Как пробудить интерес к чтению: эффективные приёмы

  1. Собственный пример. Не теряет актуальности. Читайте. Делитесь с учениками тем, какая книга сейчас занимает ваши мысли. Пусть ваши впечатления будут честными.

  2. Разнообразие жанров. Предлагайте школьникам книги разных жанров: от фантастики и детективов до исторических романов и биографий. Это поможет найти то, что заинтересует каждого.

  3. Обсуждение книг / создание книжного клуба. Мода на книжные клубы возвращается. Их организуют знаменитости. Клубы есть офлайн и онлайн. Живые дискуссии и обсуждения книг в классе здорово вовлекают ребят в чтение. С единомышленниками легче делиться мыслями и впечатлениями.

  4. Книжный челлендж. Установите время и количество страниц или книг, которое должно быть прочитано к сроку. Часто дух соперничества творит чудеса.

Свобода чтения и уважение к выбору

Однако, несмотря на всю пользу от чтения, важно признавать право каждого ребёнка на собственный выбор. Французский писатель и преподаватель Даниэль Пеннак сформулировал «свод правил читателей», который подчёркивает свободу в процессе чтения:

  1. Право не читать.

  2. Право перескакивать.

  3. Право не дочитывать до конца.

  4. Право перечитывать.

  5. Право читать что попало.

  6. Право перепутать жизнь и книгу.

  7. Право читать где попало.

  8. Право читать с любого места.

  9. Право читать вслух.

  10. Право молчать о прочитанном.

Поэтому, признавая безоговорочную пользу чтения, оставляем выбор за юными читателями. Демонстрируем эмпатию и уважение к чужой точке зрения, так сказать. Но дальновидно заботимся о том, чтобы школьники имели доступ к разнообразной качественной литературе на тот случай, если их рука потянется к книжной полке.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Методы стимулирования творческого мышления у школьников
Методы стимулирования творческого мышления у школьников
29.10.2024
182
«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе
«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе
27.10.2024
240
Влияние физической активности на успеваемость школьников
Влияние физической активности на успеваемость школьников
25.10.2024
335