/
Учителю
Родителю

Роль литературы в формировании мировоззрения школьников

348
Автор статьи
11 лет работала в муниципальном детском саду психологом, затем методистом и заведующей. 3 года руководила собственным детским клубом. А в пандемию закрыла клуб и стала онлайн репетитором. Веду занятия с детьми по всему миру. Учу детей читать эффективно, работать с текстом и информацией.

«Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя».

Французский писатель Даниэль Пеннак

Влияние литературы на развитие личности

В современном мире, когда информация доступна в одно касание, у многих школьников снижается интерес к чтению. Однако существуют методы, которые могут помочь вернуть этот интерес и сделать чтение важной частью их жизни.

Дети, взрослея, всё так же познают мир, задают себе вопросы о его устройстве. К окончанию школы учащиеся проходят путь от детства к юношеству. И в идеале должны обрести внутреннее чувство «взрослости», сформировать мнение о себе самом, людях и мире вокруг.

Литература остается надежным средством развития личности даже в эпоху цифровых технологий. Она помогает детям не только расширять кругозор, но и формировать мировоззрение и жизненные ценности.

Расширение кругозора и словарного запаса. Книги позволяют узнать о различных культурах, эпохах, научных открытиях и философских идеях. Они помогают нам понять, что мир разнообразен и интересен и что наше восприятие может быть ограничено собственными убеждениями. Делают это мягко. Как нативная реклама.

Самопознание, определение своих ценностей. Поиск себя - закономерный этап развития подростков. Не всегда дети решаются открыто задать вопрос взрослому, даже авторитетному, тому, которому доверяют. Наблюдая за героями и сюжетом, школьники могут разобраться в своих эмоциях и мотивах, и, возможно, даже изменить свое поведение и отношение к себе. Читая, ребята неизбежно формируют свои ценности и убеждения, определяют свои приоритеты.

Развитие критического мышления. Осмысленное чтение, работа с несколькими источниками - первый шаг к умению анализировать информацию, оценивать её достоверность и принимать обоснованные, взвешенные решения.

Эмпатия и коммуникативные навыки. Эмпатия - способность распознавать и понимать чувства других людей. Это качество позволяет нам сопереживать, сочувствовать, дружить. Художественные произведения позволяют нам узнать, что чувствовали те, с кем мы никогда бы не встретились в жизни: людей, живущих на других континентах, в других эпохах, измерениях, планетах. Нередко в отношениях со сверстниками выявляется дефицит эмпатии. И тогда совместное чтение хорошо подобранной литературы может стать очень терапевтическим для всех участников конфликта. Такой вариант - не таблетка от буллинга быстрого действия. Но одна из возможностей научиться быть терпимым, тактично выражать свои мысли и чувства и понимать других людей.

Книги могут стать источником вдохновения и эмоциональной поддержки. Актуальный пункт для подростков, чей эмоциональный фон штормит, как парусник в открытом море. Истории на страницах показывают детям примеры людей, которые преодолели трудности и достигли своих целей. Это может мотивировать их к действию и развитию, дать надежду на лучшее.

Как пробудить интерес к чтению: эффективные приёмы

  1. Собственный пример. Не теряет актуальности. Читайте. Делитесь с учениками тем, какая книга сейчас занимает ваши мысли. Пусть ваши впечатления будут честными.

  2. Разнообразие жанров. Предлагайте школьникам книги разных жанров: от фантастики и детективов до исторических романов и биографий. Это поможет найти то, что заинтересует каждого.

  3. Обсуждение книг / создание книжного клуба. Мода на книжные клубы возвращается. Их организуют знаменитости. Клубы есть офлайн и онлайн. Живые дискуссии и обсуждения книг в классе здорово вовлекают ребят в чтение. С единомышленниками легче делиться мыслями и впечатлениями.

  4. Книжный челлендж. Установите время и количество страниц или книг, которое должно быть прочитано к сроку. Часто дух соперничества творит чудеса.

Свобода чтения и уважение к выбору

Однако, несмотря на всю пользу от чтения, важно признавать право каждого ребёнка на собственный выбор. Французский писатель и преподаватель Даниэль Пеннак сформулировал «свод правил читателей», который подчёркивает свободу в процессе чтения:

  1. Право не читать.

  2. Право перескакивать.

  3. Право не дочитывать до конца.

  4. Право перечитывать.

  5. Право читать что попало.

  6. Право перепутать жизнь и книгу.

  7. Право читать где попало.

  8. Право читать с любого места.

  9. Право читать вслух.

  10. Право молчать о прочитанном.

Поэтому, признавая безоговорочную пользу чтения, оставляем выбор за юными читателями. Демонстрируем эмпатию и уважение к чужой точке зрения, так сказать. Но дальновидно заботимся о том, чтобы школьники имели доступ к разнообразной качественной литературе на тот случай, если их рука потянется к книжной полке.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
18.11.2024
82
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
13.11.2024
192
Коучинг как инструмент поддержки учеников
Коучинг как инструмент поддержки учеников
08.11.2024
208