Игра является естественным и важным занятием для всех детей — как для тех, кто развивается в соответствии с нормой, так и для детей с нарушенным развитием. И именно игра становится базовым процессом для формирования навыков, необходимых для полноценной коммуникации и социальной адаптации.
Наблюдение за игровой деятельностью ребенка
На первых этапах работы с ребенком специалисты наблюдают за его игровой активностью, поведением и способами взаимодействия. В каждой игре необходимо умение «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего», - это один из базовых навыков для формирования коммуникации.
В ходе этого процесса составляется список игр и игрушек, которые вызывают интерес у ребенка, и они делятся на три группы:
-
Игры, вызывающие большой интерес и вовлеченность, зависимость, «зависание».
-
Игры, вызывающие интерес, но ребенок способен отвлечься от игрушки и переключиться на другую.
-
Игры, вызывающие кратковременный интерес, - ребенок быстро отходит от игрушки.
Включение в игру и использование пауз
На начальных этапах взаимодействия выбираются игрушки из второй группы. Такие игрушки достаточно привлекательны для ребенка, чтобы вызвать интерес, но в то же время позволяют специалисту включиться в процесс игры. Постепенно эти паузы заполняются сигналами, словами, средствами АДК для старта игры, ее продолжения или завершения. Примеры таких игр:
-
пузыри,
-
машинки,
-
мячи,
-
поезд,
-
шарики и другие.
Пример использования игры «Пузыри»
Один из эффективных способов обучения ребенка коммуникации через игру — это игра с пузырями. Взрослый предлагает ребенку игру, доставая пузырьки из коробки с пиктограммой «Пузыри». Далее он указывает на пиктограмму «Дуй» и начинает выдувать пузыри. Когда наступает время закончить игру, взрослый показывает сигнал «Стоп» и комментирует завершение игры.
Чтобы научить ребенка самому использовать пиктограммы, можно предложить ему два одинаковых предмета: одну коробку с символом, другую — пустую. Важно делать паузу перед выдуванием пузырей, указывать на символ, проговаривать «Дую» и продолжать игру. Постепенно игра дополняется новыми символами для комментирования и выбора действий: «Много», «Мало», «Весело», «Лопать».
Фото 1. Игра «Пузыри»
В ходе каждой этой игры формируется поведение слушателя и понимание речи, а также базовые навыки для формирования доступной коммуникации, установление зрительного контакта и внимания к действиям партнера по игре.
Естественная коммуникация как основа инициативы
Естественные игровые моменты — это лучший способ вызвать у ребенка собственную коммуникативную инициативу. В процессе игры ребенок начинает понимать и реагировать на действия партнера по игре, а также осваивает навыки слушания и речи.
На начальных этапах по формированию коммуникации отлично использовать машинки и мячи. С этими простыми предметами можно выстраивать разнообразные коммуникативные ситуации. Постепенно в ходе игр расширяется словарный запас ребенка, как активный, так и символический. Со временем дети начинают использовать коммуникативные таблицы, выбирая слова для диалога самостоятельно, без необходимости повторять их за взрослым.
Фото 2. Игра «Машинки и мячи»
Важные условия для выбора игр
Важное условие при выборе игр на занятии - адаптивность и возможность перенести игру из кабинета в обычную жизнь ребенка и общение с близкими людьми, а также возможность очередности и взаимодействия. Каждому важно предоставить возможность быть услышанным и значимым, равноценным партнером в игровой деятельности.
Заключение
Игра — это не только способ развлечь ребенка, но и мощный инструмент для развития коммуникативных навыков. Правильная организация игр и внимание к интересам ребенка позволяют выстроить доверительные отношения и помочь ему научиться общаться, как в игровой, так и в повседневной жизни.