/
Инклюзия
Родителю
Учителю

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС

82
Автор статьи
Учитель-логопед, дефектолог, семейный психолог. Опыт работы более 25 лет, из них более 15 лет с детьми с множественными нарушениями развития.

Игра является естественным и важным занятием для всех детей — как для тех, кто развивается в соответствии с нормой, так и для детей с нарушенным развитием. И именно игра становится базовым процессом для формирования навыков, необходимых для полноценной коммуникации и социальной адаптации.

Наблюдение за игровой деятельностью ребенка

На первых этапах работы с ребенком специалисты наблюдают за его игровой активностью, поведением и способами взаимодействия. В каждой игре необходимо умение «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего», - это один из базовых навыков для формирования коммуникации.

В ходе этого процесса составляется список игр и игрушек, которые вызывают интерес у ребенка, и они делятся на три группы:

  • Игры, вызывающие большой интерес и вовлеченность, зависимость, «зависание».

  • Игры, вызывающие интерес, но ребенок способен отвлечься от игрушки и переключиться на другую.

  • Игры, вызывающие кратковременный интерес, - ребенок быстро отходит от игрушки.

Включение в игру и использование пауз

На начальных этапах взаимодействия выбираются игрушки из второй группы. Такие игрушки достаточно привлекательны для ребенка, чтобы вызвать интерес, но в то же время позволяют специалисту включиться в процесс игры. Постепенно эти паузы заполняются сигналами, словами, средствами АДК для старта игры, ее продолжения или завершения. Примеры таких игр:

  • пузыри,

  • машинки,

  • мячи,

  • поезд,

  • шарики и другие.

Пример использования игры «Пузыри»

Один из эффективных способов обучения ребенка коммуникации через игру — это игра с пузырями. Взрослый предлагает ребенку игру, доставая пузырьки из коробки с пиктограммой «Пузыри». Далее он указывает на пиктограмму «Дуй» и начинает выдувать пузыри. Когда наступает время закончить игру, взрослый показывает сигнал «Стоп» и комментирует завершение игры.

Чтобы научить ребенка самому использовать пиктограммы, можно предложить ему два одинаковых предмета: одну коробку с символом, другую — пустую. Важно делать паузу перед выдуванием пузырей, указывать на символ, проговаривать «Дую» и продолжать игру. Постепенно игра дополняется новыми символами для комментирования и выбора действий: «Много», «Мало», «Весело», «Лопать».

Фото 1. Игра «Пузыри»

В ходе каждой этой игры формируется поведение слушателя и понимание речи, а также базовые навыки для формирования доступной коммуникации, установление зрительного контакта и внимания к действиям партнера по игре.

Естественная коммуникация как основа инициативы

Естественные игровые моменты — это лучший способ вызвать у ребенка собственную коммуникативную инициативу. В процессе игры ребенок начинает понимать и реагировать на действия партнера по игре, а также осваивает навыки слушания и речи.

На начальных этапах по формированию коммуникации отлично использовать машинки и мячи. С этими простыми предметами можно выстраивать разнообразные коммуникативные ситуации. Постепенно в ходе игр расширяется словарный запас ребенка, как активный, так и символический. Со временем дети начинают использовать коммуникативные таблицы, выбирая слова для диалога самостоятельно, без необходимости повторять их за взрослым.

Фото 2. Игра «Машинки и мячи»

Важные условия для выбора игр

Важное условие при выборе игр на занятии - адаптивность и возможность перенести игру из кабинета в обычную жизнь ребенка и общение с близкими людьми, а также возможность очередности и взаимодействия. Каждому важно предоставить возможность быть услышанным и значимым, равноценным партнером в игровой деятельности.

Заключение

Игра — это не только способ развлечь ребенка, но и мощный инструмент для развития коммуникативных навыков. Правильная организация игр и внимание к интересам ребенка позволяют выстроить доверительные отношения и помочь ему научиться общаться, как в игровой, так и в повседневной жизни.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
13.11.2024
192
Коучинг как инструмент поддержки учеников
Коучинг как инструмент поддержки учеников
08.11.2024
208
Роль литературы в формировании мировоззрения школьников
Роль литературы в формировании мировоззрения школьников
03.11.2024
349