/
Учителю

Ребенок проявляет протестное поведение на уроке. Как быть учителю?

771
Автор статьи
Детский и семейный практикующий психолог, нейропсихолог, создатель проекта «Довольная семья».

Как справиться с протестным поведением детей в школе

Дети часто протестуют в школе, будь то младшие школьники или дети постарше. Не соглашаются, бунтуют, не хотят делать что-то с первого раза. И если родители уже адаптировались к своему «чаду», то педагогу приходится сложно: нужно искать подход, ключики, чтобы исключить это поведение. Какой же выход из такой ситуации может быть и как вообще быть учителю?

Для начала важно разобраться в причинах протестного поведения ребенка, они могут быть абсолютно разными. За протестами чаще всего стоит следующее.

Причины протестного поведения

  1. Неумение выражать свои эмоции. Ребенку трудно переносить, выдерживать свои эмоции, а уж тем более говорить о своих чувствах, поэтому он протестует. Гораздо проще совершить какое-то красноречивое действие, чем объяснять что-то.

  2. Сложности в коммуникативных навыках. Он не умеет договариваться, объяснять что-либо, продуктивно разрешать конфликты.

  3. Неподготовленность к обучению в школе. Ребенок был не готов к обучению в школе, а значит и к сложностям, которые могут возникнуть в школе. Поэтому при возникновении таких ситуаций ребенок протестует, не зная, как с ними справиться.

  4. Сложности со школьным коллективом или учителем. Причин здесь может быть масса, но опять же, разрешить конфликты не получается, поэтому ребенок выбирает сухую защиту. Здесь нужно помогать справиться и преодолеть камни преткновения с помощью школьного психолога.

  5. Низкая самооценка или неуверенность в себе. Ребенок пытается привлечь внимание протестным поведением. В этом случае важно обучить его другим способам коммуникации и повысить самооценку с помощью занятий с психологом.

Что делать педагогу во всех этих ситуациях, и как их разрешить?

  1. Если протесты связаны с выражением эмоций. Ребенок кричит, возмущается, обзывается. Важно остановить ребенка, а позже констатировать факт: «Ты злишься, давай ты сейчас остановишься, попьешь воды, успокоишься, а позже мы поговорим (я тебя спрошу и т.д.). Пока я спрошу Петю по этому заданию, потом тебя».

  2. Не уделять непосредственное внимание протесту. Пытаться найти те моменты, в которых ребенка можно похвалить. Часто взрослые сразу же стремятся погасить протест, однако, в этом случае ребенок получает ожидаемое внимание. Если есть возможность, стоит переключить внимание на другого ребенка в этот момент, а позже найти моменты или создать ситуации успеха для этого ребенка, за которые можно его похвалить.

  3. Если поведение связано с привлечением внимания. Не подкреплять негативное поведение, не ругать активно при всем классе. Лучше обсудить ситуацию индивидуально с ребенком, обозначить моменты для преодоления сложностей с ним лично.

  4. Если причина в сложностях с классным коллективом. Ребенок таким образом себя ведет, чтобы заслужить какую-то роль, выделиться. Можно прибегнуть к помощи школьного психолога, чтобы он помог улучшить отношения. Или самостоятельно создавать классные часы и проводить занятия на сплочение класса, тем самым пытаясь помочь ребенку занять иную нишу в коллективе.

  5. Делать замечания и давать оценку негативному поведению, а не оценивать ребёнка полностью. Важно, чтобы ребенок понимал, что плохим было именно поведение, а не он сам. Таким образом мы избегаем комплексной оценки, а делаем акцент только на поведении.

Комплексный подход

В любом случае, для изменения поведения важен комплексный подход специалистов, включенность семьи и время, за счет которого будут совершаться перемены.



Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Организация школьных мероприятий: как сделать праздники и конкурсы интересными
Организация школьных мероприятий: как сделать праздники и конкурсы интересными
01.07.2024
101
Организация образовательных выездов: опыт учителя начальных классов
Организация образовательных выездов: опыт учителя начальных классов
01.07.2024
99
Как проводить эффективные родительские собрания: советы и примеры
Как проводить эффективные родительские собрания: советы и примеры
01.07.2024
82