По ФГОС ученики должны не только знать учебный предмет, но и обладать другими компетенциями: искать и обрабатывать информацию, общаться в команде, применять знания в новых условиях. От учителя также просят многого — не только знать свой предмет, писать для него программу, мотивировать и контролировать учеников. Сегодня расскажем подробно про два дополнительных навыка учителя, которые не связаны с методологией преподавания, но помогут соблюдать ФГОС и закон. Объясним, как и когда их развивать.
Навыки учителя. Медиация
Что это? Если коротко, то это умение примирять учеников, оказавшихся в конфликте. Есть несколько «но»: учитель не должен принимать решения за учеников, давить на них и, наоборот, выключаться из конфликта полностью.
Зачем это нужно учителю? По закону «Об образовании» учитель несет ответственность за учеников, за их физическое и психологическое здоровье, в школе — на уроке, на переменах, за двадцать минут до и после занятий. Умение гасить и разрешать конфликты пригодится здесь: так учитель снизит градус в ссоре, не допустит физического вмешательства и научит ребят мирно выходить из ссор и в других ситуациях. К тому же учитель, знающий медиацию, повышает свой авторитет у учеников, коллег и родителей, а значит востребованность на рынке труда.
Зачем это нужно ученикам? Спорные ситуации и конфликты — неизбежные спутники школьной жизни как большого многоуровневого организма. Их сложно избежать. Но и игнорировать невозможно: конфликты между учениками могут зайти слишком далеко — перерасти в драки, закончиться правонарушениями или стать травлей.
Дети, даже подростки, в силу возраста и маленького жизненного опыта еще не умеют самостоятельно выходить из конфликтов, это норма возраста. Учителю как взрослому надо уметь им в этом помочь.
Как учителю научиться самому? Это может быть сложно и затратно по времени, но возможно. Читать книги, наблюдать за конфликтами в школе и личной жизни и искать способы их разрешения. Рекомендуем прочитать книги Петрановской и «Психологию влияния» Чалдини.
Как научиться с помощью внешних ресурсов? Это быстрее, но информации могут дать больше, чем потребуется учителю на уроке. Простой путь — обратиться к психологу или в школьную службу примирения. Возможно, она есть в вашей школе. Если нет, то обратитесь в другие районные школы. Специалисты службы примирения как раз занимаются медиацией.
Также можно записаться на курсы — они отличаются сроками подготовки и глубиной знаний. Короткие, но емкие курсы по медиации есть в «Каменном городе», отдельные лекции есть на Курсере.
Возможности восстановительной медиации в образовательном пространстве. Запись вебинара
Навыки учителя. Ораторское мастерство
Что это? Умение правильно донести до учеников и коллег любую мысль. Каждый учитель владеет ораторским мастерством, но у всех разный уровень или развиты не все стили.
У речи есть три функции — семантическая, то есть содержательная, эмоциональная и побудительная. То есть хороший спикер передает информацию, доносит до аудитории эмоции и вдохновляет на действие.
Зачем это нужно учителю? К профессиональным компетенциям педагога новый ФГОС относит «владение искусством публичного выступления в соответствии с принципами риторики». От ораторского искусства педагога в том числе зависит интерес учеников, понимание информации, внимание, желание выполнять задания и приходить на занятия.
Кроме выполнения требований стандарта, ораторское мастерство добавляет бонусов — например, помогает выигрывать профессиональные конкурсы с денежными призами. Хороший спикер лучше соберет аудиторию для вебинаров и мастер-классов, а это в свою очередь может стать дополнительным заработком и помочь в развитии личного бренда.
Зачем это нужно ученикам? Ученики лучше поймут и усвоят материал, если он объяснен доходчиво. Возможно, не всех проймет и часть детей продолжит «спать» на уроке, но шансов увлечься предметом становится больше, а значит меньше проблем с успеваемостью.
Как научиться самостоятельно? Это снова занятия и книги. Можно заниматься перед зеркалом по 15-30 минут в день. Читайте стихи, бубните скороговорки, отрабатывайте конспекты уроков. Дополнительные упражнения можно найти в книгах у Станиславского и специалистов по психологии.
Как научиться с помощью внешних ресурсов? Самый простой способ — найти в школе или ближайшем учреждении допобразования педагога по художественному слову. Педагог старой закалки может и не научить вас создавать презентации, но может научить другим чудесам — держать внимание класса.
Второй вариант — курсы. Например, можно смотреть лекции на Ted и изучать приемы, с помощью которых спикеры захватывают аудиторию.