Творческое мышление — это способность находить нестандартные решения задач, генерировать новые идеи и проявлять оригинальность в мышлении.
Лирическое отступление. В одном рассказе Марка Твена некий капитан попал в рай. И там он как военный задал вопрос о том, кто тут в раю самый гениальный полководец. Он был шокирован, узнав, что таковым является вовсе не Наполеон или Македонский, а «простолюдин бог весть откуда, который за всю свою жизнь не держал в руках меча и не сделал ни одного выстрела» просто потому, что «не имел возможность проявить себя». Мог бы... да не стал... Как важно не просто обладать талантом, а иметь возможность его реализовать! Не упустить свой шанс.
В этой статье разберём методы стимулирования творческого мышления у детей. Как педагоги, мы можем помочь своим ученикам эффективно использовать данные жизнью способности и ресурсы.
Упражнения для развития воображения
Воображение - основа творчества. Зачастую поколению эпохи роботов и искусственного интеллекта трудно даётся задание вроде «Представь и опиши». Перечисленные упражнения помогут прокачать навык воображения. Надо стремиться к тому, чтобы не останавливаться на первых приходящих в голову ответах, а находить ещё 3-4 варианта.
-
Друдлы. Изображения, по которым нельзя точно сказать, что это. Каждый видит своё. Но выиграет тот, чей вариант не повторится. Например, глядя на картинку, что вы можете увидеть? Корги? Кролика?
-
«Что было бы, если...»
-
Наш город переместился на Марс.
-
Все продукты превратились в конфеты.
-
Во всём мире исчезло электричество.
-
У всех жителей города отключились будильники.
-
-
«Три слова». Из трёх слов, например, слон, картина, дерево составить как можно больше предложений. Составить из этих же слов – рассказ, сказку.
-
«Продолжи рассказ». Даётся начало рассказа, например: «Глеб Никитович, изобретатель, зашёл в лабораторию. Там его ждали только пробирки и химические реактивы. Никого кроме него там не было. Вдруг за его спиной послышался шорох….». Задача - придумать продолжение истории. Должна быть кульминация и развязка. Работать можно индивидуально и группой.
-
«Кто вы?» С помощью последовательных вопросов, выяснить загаданную личность или предмет. Умение в короткие сроки Беглость мыли, умение находить ассоциации
-
Головоломки. Их разгадывание требует нестандартных решений, стимулируют креативность. Прекрасный вариант - решение ребусов, логических или детективных задач.
-
«Буриме́». Французская игра, цель которой сочинение четверостиший из рифмованных слов. Например, дано:
-
...щенок,
-
...замок,
-
...мошка,
-
... ложка.
Попробуйте, получится ли у вас дополнить начало строк?
-
Ролевые игры и коллективное творчество
Необязательно начинать сразу с серьёзных пьес. Можно разыгрывать забавные сюжеты. К примеру, изобразить человека, который откусил очень горячий пирог. Или с помощью жестов объяснить загаданную фразу, так чтобы зрители догадались о чём речь. Ролевые игры позволяют детям примерять на себя различные роли и ситуации, развивая эмпатию и творческое мышление.
Примером коллективного творчества могут стать театральные постановки. Конечно, это требует более серьёзной подготовительной работы от педагога и ребят, создание костюмов и декораций (что опять же является тренировкой креативности). Но и эффект замечательный. Когда дети трудятся над проектом вместе, развиваются коммуникативные навыки, навыки планирования, умение принимать и уважать идеи других людей.
Чтение и обсуждение книг
Замечали на занятиях, что не все дети представляют «картины» прочитанного. Как выглядит герой? А место действия? Слово не всегда рождает образ в голове. В таком случае, воображение будто спит. Значит, просто читать недостаточно. Читаем по ролям. Выразительно и эмоционально. Слушаем аудиокниги с закрытыми глазами, представляем, делимся впечатлениями.
Чтение книг с последующим обсуждением развивает способность анализировать и генерировать новые идеи. Важно читать книги разных авторов и жанров. Сравнивать подходы и стили. Поощряйте детей задавать вопросы, искать ответ на интересующие их темы. Обсуждение книг помогает детям выражать свои мысли и чувства, развивая критическое мышление.
Психологический фактор
Это лишь малая часть методов, с помощью которых можно вырастить человека, обладающего творческим мышлением. Но любые методы могут оказаться бессильными, если дети растут в агрессивной среде, когда любое проявление самости может быть подавлено или осмеяно.
-
Один из самых главных аспектов - свободное время и пространство, когда ребёнок может исследовать свои интересы, посвятить себя хобби, понять, к чему же действительно лежит душа.
-
Дети должны знать, что их творческие порывы ценятся и уважаются.
-
Трудности на пути неизбежны. И их решение - тоже способ развивать критическое мышление. Но знать, что поддержка в лице взрослых рядом, очень важно.
Развитие творческого мышления у детей — это непрерывный и долгосрочный процесс, требующий внимания и поддержки со стороны родителей и педагогов. Но результаты стоят затраченного времени и усилий.