/
Родителю
Учителю
Воспитателю

Методы стимулирования творческого мышления у школьников

369
Автор статьи
11 лет работала в муниципальном детском саду психологом, затем методистом и заведующей. 3 года руководила собственным детским клубом. А в пандемию закрыла клуб и стала онлайн репетитором. Веду занятия с детьми по всему миру. Учу детей читать эффективно, работать с текстом и информацией.

Творческое мышление — это способность находить нестандартные решения задач, генерировать новые идеи и проявлять оригинальность в мышлении.

Лирическое отступление. В одном рассказе Марка Твена некий капитан попал в рай. И там он как военный задал вопрос о том, кто тут в раю самый гениальный полководец. Он был шокирован, узнав, что таковым является вовсе не Наполеон или Македонский, а «простолюдин бог весть откуда, который за всю свою жизнь не держал в руках меча и не сделал ни одного выстрела» просто потому, что «не имел возможность проявить себя». Мог бы... да не стал... Как важно не просто обладать талантом, а иметь возможность его реализовать! Не упустить свой шанс.

В этой статье разберём методы стимулирования творческого мышления у детей. Как педагоги, мы можем помочь своим ученикам эффективно использовать данные жизнью способности и ресурсы.

Упражнения для развития воображения

Воображение - основа творчества. Зачастую поколению эпохи роботов и искусственного интеллекта трудно даётся задание вроде «Представь и опиши». Перечисленные упражнения помогут прокачать навык воображения. Надо стремиться к тому, чтобы не останавливаться на первых приходящих в голову ответах, а находить ещё 3-4 варианта.

  1. Друдлы. Изображения, по которым нельзя точно сказать, что это. Каждый видит своё. Но выиграет тот, чей вариант не повторится. Например, глядя на картинку, что вы можете увидеть? Корги? Кролика?

  2. «Что было бы, если...»

    • Наш город переместился на Марс.

    • Все продукты превратились в конфеты.

    • Во всём мире исчезло электричество.

    • У всех жителей города отключились будильники.

  3. «Три слова». Из трёх слов, например, слон, картина, дерево составить как можно больше предложений. Составить из этих же слов – рассказ, сказку.

  4. «Продолжи рассказ». Даётся начало рассказа, например: «Глеб Никитович, изобретатель, зашёл в лабораторию. Там его ждали только пробирки и химические реактивы. Никого кроме него там не было. Вдруг за его спиной послышался шорох….». Задача - придумать продолжение истории. Должна быть кульминация и развязка. Работать можно индивидуально и группой.

  5. «Кто вы?» С помощью последовательных вопросов, выяснить загаданную личность или предмет. Умение в короткие сроки Беглость мыли, умение находить ассоциации

  6. Головоломки. Их разгадывание требует нестандартных решений, стимулируют креативность. Прекрасный вариант - решение ребусов, логических или детективных задач.

  7. «Буриме́». Французская игра, цель которой сочинение четверостиший из рифмованных слов. Например, дано:

    • ...щенок,

    • ...замок,

    • ...мошка,

    • ... ложка.

    Попробуйте, получится ли у вас дополнить начало строк?

Ролевые игры и коллективное творчество

Необязательно начинать сразу с серьёзных пьес. Можно разыгрывать забавные сюжеты. К примеру, изобразить человека, который откусил очень горячий пирог. Или с помощью жестов объяснить загаданную фразу, так чтобы зрители догадались о чём речь. Ролевые игры позволяют детям примерять на себя различные роли и ситуации, развивая эмпатию и творческое мышление.

Примером коллективного творчества могут стать театральные постановки. Конечно, это требует более серьёзной подготовительной работы от педагога и ребят, создание костюмов и декораций (что опять же является тренировкой креативности). Но и эффект замечательный. Когда дети трудятся над проектом вместе, развиваются коммуникативные навыки, навыки планирования, умение принимать и уважать идеи других людей.

Чтение и обсуждение книг

Замечали на занятиях, что не все дети представляют «картины» прочитанного. Как выглядит герой? А место действия? Слово не всегда рождает образ в голове. В таком случае, воображение будто спит. Значит, просто читать недостаточно. Читаем по ролям. Выразительно и эмоционально. Слушаем аудиокниги с закрытыми глазами, представляем, делимся впечатлениями.

Чтение книг с последующим обсуждением развивает способность анализировать и генерировать новые идеи. Важно читать книги разных авторов и жанров. Сравнивать подходы и стили. Поощряйте детей задавать вопросы, искать ответ на интересующие их темы. Обсуждение книг помогает детям выражать свои мысли и чувства, развивая критическое мышление.

Психологический фактор

Это лишь малая часть методов, с помощью которых можно вырастить человека, обладающего творческим мышлением. Но любые методы могут оказаться бессильными, если дети растут в агрессивной среде, когда любое проявление самости может быть подавлено или осмеяно.

  • Один из самых главных аспектов - свободное время и пространство, когда ребёнок может исследовать свои интересы, посвятить себя хобби, понять, к чему же действительно лежит душа.

  • Дети должны знать, что их творческие порывы ценятся и уважаются.

  • Трудности на пути неизбежны. И их решение - тоже способ развивать критическое мышление. Но знать, что поддержка в лице взрослых рядом, очень важно.

Развитие творческого мышления у детей — это непрерывный и долгосрочный процесс, требующий внимания и поддержки со стороны родителей и педагогов. Но результаты стоят затраченного времени и усилий.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
18.11.2024
82
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
13.11.2024
192
Коучинг как инструмент поддержки учеников
Коучинг как инструмент поддержки учеников
08.11.2024
208