/
Учителю

Методы формирования позитивной учебной среды

264
Автор статьи
Учитель химии

Почему к одним педагогам ученики идут с радостью и без напряжения, а к другим — с внутренним дискомфортом? Как создать условия, при которых ученикам будет комфортно на уроках?

Для этого необходимо учитывать три основных фактора: доброжелательность, взаимное уважение и комфортное место проведения занятий.

Опираясь на свой опыт, доброту я ставлю на первое место. Возможно, кто-то возразит: «Если быть слишком мягким, ученики сядут на голову; надо быть построже, иначе перестанут учиться». Но важно отметить, что здесь речь идет о правильно установленных границах, которые также способствуют формированию позитивной учебной среды.

Так что же такое доброта?

Это отсутствие или присутствие минимальной критики. Как говорится в пословице: "Доброму слову – добрый ответ". На мой взгляд, нужно создавать на уроках атмосферу, где можно ошибаться, где на это реагируют спокойно. Более того, я иногда намеренно совершаю ошибки, чтобы показать, что любой человек может ошибаться. Такие ошибки (особенно если ученик их замечает) не только облегчают атмосферу, но и способствуют эффективному обучению.

Критика и ирония - это то, что может убить желание учиться, или легкий способ потерять позитивную связь с учеником.

На мой взгляд нужно безооценочно подходить к негативным ситуациям, заранее устанавливая границы.

Свои позиции по различным вопросам — выполнение домашнего задания, опоздания, пропуски занятий — обозначьте заранее.

И дети, и взрослые знают последствия. Здесь нет места морализациям и переходу на личности. Есть только четкие последствия. Такой подход помогает сохранять внутренние ресурсы всех участников образовательного процесса — родителей, учеников и педагогов. Даже если произошла ошибка, «добрый скорее дело сделает, чем сердитый». Поэтому нет времени на выяснение отношений; важно действовать и продолжать учебный процесс — это залог успеха.

Хочу оставаться добрым, но требовательным педагогом

Доброта - это когда видя, что ученик улетает в дальние дали от того, что мозг устал, остановиться и сделать с ним двухминутную нейрогимнастику, которая взбодрит и вернет в строй. Всем - и малышам, и взрослым, - нужны мгновения для расслабления мозга.

Доброта - это совместный поиск с учеником вариантов для мотивации к учёбе и победа над страхами. Учащиеся часто боятся гораздо сильнее, чем нам кажется.

Доброта - это тот трамплин, который легко ведет к взаимоуважению. Но тут ещё нужно добавить, что уважение со стороны ученика учитель может заслужить крепкими знаниями своего предмета. Ученики легко считывают слабости и провалы в знаниях преподавателя. И если вы оказались в ситуации, где сомневаетесь в своем ответе, лучше честно признаться в этом, чем пытаться выкрутиться. На мой взгляд, честнее признаться в этом, чем пытаться выкрутиться. И я не вижу проблемы сказать: "Давай посмотрим вместе" или "Предлагаю вернуться чуть позже к этому вопросу". Только если предлагаете, то нужно вернуться обязательно!

Взаимоуважение - это чётко очерченные границы дозволенного и недозволенного. У каждого они свои. Учащиеся должны знать эти правила. И если происходит "накладка", т. е. разное отношение к одному и тому же, то нужно или обозначить четкие рамки или найти компромисс. Учитель должен обладать таким качеством характера, как гибкость.

Как создать идеальные условия для уроков?

Последний важный аспект — комфортное место проведения уроков. Здесь стоит отметить несколько ключевых моментов:

  • чистота;

  • отсутствие запахов (даже приятные запахи, например, парфюм, могут вызывать дискомфорт);

  • удобное рабочее место (когда ничто не отвлекает, например, не торчит гвоздь, цепляющий одежду);

  • наличие питьевой воды;

  • хорошие санитарные условия.

Таким образом, подведем итоги. Опираясь на свой опыт: доброжелательность, взаимоуважение и комфортное место проведения уроков — это основные элементы, которые способствуют созданию комфортной учебной среды.

Мой подход не является истиной в последней инстанции; это лишь мои мысли и взгляды. А что бы вы добавили или исключили из этого списка?

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
18.11.2024
84
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
Как выбрать дополнительные образовательные программы для ребенка
13.11.2024
194
Коучинг как инструмент поддержки учеников
Коучинг как инструмент поддержки учеников
08.11.2024
209