/
Учителю

Методы формирования позитивной учебной среды

110
Автор статьи
Учитель химии

Почему к одним педагогам ученики идут с радостью и без напряжения, а к другим — с внутренним дискомфортом? Как создать условия, при которых ученикам будет комфортно на уроках?

Для этого необходимо учитывать три основных фактора: доброжелательность, взаимное уважение и комфортное место проведения занятий.

Опираясь на свой опыт, доброту я ставлю на первое место. Возможно, кто-то возразит: «Если быть слишком мягким, ученики сядут на голову; надо быть построже, иначе перестанут учиться». Но важно отметить, что здесь речь идет о правильно установленных границах, которые также способствуют формированию позитивной учебной среды.

Так что же такое доброта?

Это отсутствие или присутствие минимальной критики. Как говорится в пословице: "Доброму слову – добрый ответ". На мой взгляд, нужно создавать на уроках атмосферу, где можно ошибаться, где на это реагируют спокойно. Более того, я иногда намеренно совершаю ошибки, чтобы показать, что любой человек может ошибаться. Такие ошибки (особенно если ученик их замечает) не только облегчают атмосферу, но и способствуют эффективному обучению.

Критика и ирония - это то, что может убить желание учиться, или легкий способ потерять позитивную связь с учеником.

На мой взгляд нужно безооценочно подходить к негативным ситуациям, заранее устанавливая границы.

Свои позиции по различным вопросам — выполнение домашнего задания, опоздания, пропуски занятий — обозначьте заранее.

И дети, и взрослые знают последствия. Здесь нет места морализациям и переходу на личности. Есть только четкие последствия. Такой подход помогает сохранять внутренние ресурсы всех участников образовательного процесса — родителей, учеников и педагогов. Даже если произошла ошибка, «добрый скорее дело сделает, чем сердитый». Поэтому нет времени на выяснение отношений; важно действовать и продолжать учебный процесс — это залог успеха.

Хочу оставаться добрым, но требовательным педагогом

Доброта - это когда видя, что ученик улетает в дальние дали от того, что мозг устал, остановиться и сделать с ним двухминутную нейрогимнастику, которая взбодрит и вернет в строй. Всем - и малышам, и взрослым, - нужны мгновения для расслабления мозга.

Доброта - это совместный поиск с учеником вариантов для мотивации к учёбе и победа над страхами. Учащиеся часто боятся гораздо сильнее, чем нам кажется.

Доброта - это тот трамплин, который легко ведет к взаимоуважению. Но тут ещё нужно добавить, что уважение со стороны ученика учитель может заслужить крепкими знаниями своего предмета. Ученики легко считывают слабости и провалы в знаниях преподавателя. И если вы оказались в ситуации, где сомневаетесь в своем ответе, лучше честно признаться в этом, чем пытаться выкрутиться. На мой взгляд, честнее признаться в этом, чем пытаться выкрутиться. И я не вижу проблемы сказать: "Давай посмотрим вместе" или "Предлагаю вернуться чуть позже к этому вопросу". Только если предлагаете, то нужно вернуться обязательно!

Взаимоуважение - это чётко очерченные границы дозволенного и недозволенного. У каждого они свои. Учащиеся должны знать эти правила. И если происходит "накладка", т. е. разное отношение к одному и тому же, то нужно или обозначить четкие рамки или найти компромисс. Учитель должен обладать таким качеством характера, как гибкость.

Как создать идеальные условия для уроков?

Последний важный аспект — комфортное место проведения уроков. Здесь стоит отметить несколько ключевых моментов:

  • чистота;

  • отсутствие запахов (даже приятные запахи, например, парфюм, могут вызывать дискомфорт);

  • удобное рабочее место (когда ничто не отвлекает, например, не торчит гвоздь, цепляющий одежду);

  • наличие питьевой воды;

  • хорошие санитарные условия.

Таким образом, подведем итоги. Опираясь на свой опыт: доброжелательность, взаимоуважение и комфортное место проведения уроков — это основные элементы, которые способствуют созданию комфортной учебной среды.

Мой подход не является истиной в последней инстанции; это лишь мои мысли и взгляды. А что бы вы добавили или исключили из этого списка?

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Развитие творческих способностей у детей: практическое рисование и игры
Развитие творческих способностей у детей: практическое рисование и игры
15.10.2024
89
Роль физической активности в образовательном процессе: как интегрировать спорт и движения на занятиях
Роль физической активности в образовательном процессе: как интегрировать спорт и движения на занятиях
07.10.2024
155
Современные технологии в начальной школе: плюсы и минусы
Современные технологии в начальной школе: плюсы и минусы
03.10.2024
253