Почему к одним педагогам ученики идут с радостью и без напряжения, а к другим — с внутренним дискомфортом? Как создать условия, при которых ученикам будет комфортно на уроках?
Для этого необходимо учитывать три основных фактора: доброжелательность, взаимное уважение и комфортное место проведения занятий.
Опираясь на свой опыт, доброту я ставлю на первое место. Возможно, кто-то возразит: «Если быть слишком мягким, ученики сядут на голову; надо быть построже, иначе перестанут учиться». Но важно отметить, что здесь речь идет о правильно установленных границах, которые также способствуют формированию позитивной учебной среды.
Так что же такое доброта?
Это отсутствие или присутствие минимальной критики. Как говорится в пословице: "Доброму слову – добрый ответ". На мой взгляд, нужно создавать на уроках атмосферу, где можно ошибаться, где на это реагируют спокойно. Более того, я иногда намеренно совершаю ошибки, чтобы показать, что любой человек может ошибаться. Такие ошибки (особенно если ученик их замечает) не только облегчают атмосферу, но и способствуют эффективному обучению.
Критика и ирония - это то, что может убить желание учиться, или легкий способ потерять позитивную связь с учеником.
На мой взгляд нужно безооценочно подходить к негативным ситуациям, заранее устанавливая границы.
Свои позиции по различным вопросам — выполнение домашнего задания, опоздания, пропуски занятий — обозначьте заранее.
И дети, и взрослые знают последствия. Здесь нет места морализациям и переходу на личности. Есть только четкие последствия. Такой подход помогает сохранять внутренние ресурсы всех участников образовательного процесса — родителей, учеников и педагогов. Даже если произошла ошибка, «добрый скорее дело сделает, чем сердитый». Поэтому нет времени на выяснение отношений; важно действовать и продолжать учебный процесс — это залог успеха.
Хочу оставаться добрым, но требовательным педагогом
Доброта - это когда видя, что ученик улетает в дальние дали от того, что мозг устал, остановиться и сделать с ним двухминутную нейрогимнастику, которая взбодрит и вернет в строй. Всем - и малышам, и взрослым, - нужны мгновения для расслабления мозга.
Доброта - это совместный поиск с учеником вариантов для мотивации к учёбе и победа над страхами. Учащиеся часто боятся гораздо сильнее, чем нам кажется.
Доброта - это тот трамплин, который легко ведет к взаимоуважению. Но тут ещё нужно добавить, что уважение со стороны ученика учитель может заслужить крепкими знаниями своего предмета. Ученики легко считывают слабости и провалы в знаниях преподавателя. И если вы оказались в ситуации, где сомневаетесь в своем ответе, лучше честно признаться в этом, чем пытаться выкрутиться. На мой взгляд, честнее признаться в этом, чем пытаться выкрутиться. И я не вижу проблемы сказать: "Давай посмотрим вместе" или "Предлагаю вернуться чуть позже к этому вопросу". Только если предлагаете, то нужно вернуться обязательно!
Взаимоуважение - это чётко очерченные границы дозволенного и недозволенного. У каждого они свои. Учащиеся должны знать эти правила. И если происходит "накладка", т. е. разное отношение к одному и тому же, то нужно или обозначить четкие рамки или найти компромисс. Учитель должен обладать таким качеством характера, как гибкость.
Как создать идеальные условия для уроков?
Последний важный аспект — комфортное место проведения уроков. Здесь стоит отметить несколько ключевых моментов:
-
чистота;
-
отсутствие запахов (даже приятные запахи, например, парфюм, могут вызывать дискомфорт);
-
удобное рабочее место (когда ничто не отвлекает, например, не торчит гвоздь, цепляющий одежду);
-
наличие питьевой воды;
-
хорошие санитарные условия.
Таким образом, подведем итоги. Опираясь на свой опыт: доброжелательность, взаимоуважение и комфортное место проведения уроков — это основные элементы, которые способствуют созданию комфортной учебной среды.
Мой подход не является истиной в последней инстанции; это лишь мои мысли и взгляды. А что бы вы добавили или исключили из этого списка?