/
Воспитателю

Ментальная арифметика растит одаренных?

2240

Детям в начальной школе достаточно сложно дается счет. В последнее время с этой проблемой помогают справиться курсы ментальной арифметики. Разбираемся, что это такое, чем полезно и что развивает — с сертифицированным тренером Вероникой Симоненко.

Что такое ментальная арифметика и почему она так популярна?

Ментальная арифметика — это математические действия в уме. То есть ребенок и взрослый на занятиях вычитают, складывают, делят, умножают, извлекают квадратные корни. И не на бумаге, а в уме. Считается, что развивает умственные и творческие способности любого ребенка, а значит закладывает фундамент успеха (что особенно подкупает родителей).

Ментальной арифметике более 5000 лет, ее активно применяют более чем в 50-ти странах мира, а в некоторых из них (Япония и Китай) она входит в обязательную школьную программу.

Но по порядку. Как это происходит по факту?

Ментальная — это относящаяся к уму. Арифметика — математика о числах и простейших их свойствах. С помощью ментальной арифметики можно делить, складывать, искать квадратные корни. 

Дети делают это, представляя себе счеты. Счеты бывают разными, но детей на занятиях знакомят с японским абакусом. В Японии ментальная арифметика очень популярна, в том числе из-за популярности самого абакуса. Японцы узнали о счетах несколько столетий назад от китайцев, усовершенствовали их конструкцию и распространили по всей стране. В Японии счет на абакусе почти стал национальных видом спорта:  дети даже сдают квалификационный экзамен. 

Сначала на занятиях детей знакомят с настоящими счетами — они учатся на них работать. Затем они представляют себе воображаемые, и уже на них, переставляя бусинки, учатся считать с огромной скоростью. 

Овладеть навыками арифметического счета самому и методикой проведения занятий по ментальной арифметике, чтобы обучать других — на онлайн-курсах “Ментальная арифметика”

Зачем нужна ментальная арифметика?

В рекламе данной методики упирают на небывалое развитие детей. На наш взгляд, такие утверждения — несколько голословны (одной методикой небывалого успеха и головокружительной карьеры вряд ли можно добиться). Но на практике занятия ментальной арифметикой дают пять бесспорных “побочных” эффектов:


  1. Помогает быстро считать в уме. Эксперты по ментальной арифметики считают это не целью, а побочным эффектом. Но на практике это сильно помогает при обучении математике: дети не боятся вычислений и концентрируются не на счете, а на сути занятий, открытии новых понятий. Также это помогает быстро считать в практических ситуациях — в магазине, в транспорте, дома. Постоянно тренирует мозг. У ребенка появляется способ постоянно держать нервную систему в тонусе. Это полезная привычка: в пожилом возрасте ментальная арифметика помогает бороться с деменциями. 
  2. Разносторонне тренирует мозг. Счет и умение оперировать цифрами развивает логическое начало, а действия с воображаемыми предметами – творческое начало.
  3. Увеличивается концентрация внимания. Ребенку приходится сосредотачиваться на бусинах. Если он отвлекается, считать будет трудно. Раз за разом ребенок возвращается к бусинам и постепенно учится концентрации.
  4. Развивается слуховое внимание. Ребенок занимается по инструкции учителя — он медленно или быстро проговаривает задания. Так ребенок привыкает слушать и слышать — это поможет ему в школе.

Как научиться ментальной арифметике?

Записаться на курсы. Либо отдать ребенка в школу, либо самому пройти курсы по обучению педагогов и уже потом заниматься с детьми.

Ментальная арифметика — это как чистка зубов: без ежедневной практики толку не будет


Заниматься регулярно. В занятиях ментальной арифметикой важна регулярность — заниматься нужно каждый день по 5-7 минут. Занятия должны стать ежедневной практикой, как чистка зубов, иначе результатов не будет. Ребенок научится считать в пределах десяти, но это не поможет ему на практике. 

Начинать в дошкольном возрасте. Детям легче научиться считать на абакусе до школы, пока они не знают других способов счета. Есть минус — им сложней представлять себе счеты. Для этого перед занятиями можно проводить упражнения на визуализацию: представлять себе мороженое, распечатывать упаковку, есть его, чувствовать холод. А потом уже переходить к счету.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Мастерская для воспитателей. Неделю разбираем пять альтернативных методик дошкольного образования
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Методы стимулирования творческого мышления у школьников
Методы стимулирования творческого мышления у школьников
29.10.2024
64
«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе
«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе
27.10.2024
153
Как развить эмоциональный интеллект у дошкольников: советы и техники
Как развить эмоциональный интеллект у дошкольников: советы и техники
23.10.2024
221