/
Учителю

Малокомплектные школы: как они живут и как их спасать

7053

В России около 3000 малокомплектных школ. На всех не хватает — в некоторых селах их никогда не было или недавно закрыли. Разбираемся, зачем нужны малокомплектные школы, как работают и нужно ли их спасать.

Что такое малокомплектная школа?

Малокомплектной называют школу без параллельных классов: как правило в ней учится до 30-40 учеников, иногда и меньше.

Как присваивают статус малокомплектных школ в регионах РФ

Располагаются в небольших населенных пунктах и спасают ребят от долгих поездок в райцентр. В некоторых малокомплектных школах может учиться всего 9 ребят, они занимаются вместе по всем предметам. Учителей в малокомплектных школах мало, как правило, не больше пяти. Они ведут сразу несколько предметов и совмещают должности: один учитель может быть и библиотекарем, и сторожем. Бывают одно-, двух- и трехкомплектные школы в зависимости от количества учителей, работающих с детьми.

Села держатся за малокомплектные школы. Если ребенку негде учиться, скорее всего родители переедут в более крупный город. Это приведет к умиранию села. Возить ребят в школы в других городах не всегда удобно. С одной стороны, по программе «Школьный автобус» в села выделяют транспорт. С другой стороны, дороги от сел до городов оставляют желать лучшего и перевозить по ним детей небезопасно даже в новых автобусах. Впрочем, в крупных школах закрытию малокомплектных тоже не рады: детей станет больше, а площадь и количество педагогов останется прежним.

По каким нормам они работают?

Малокомплектная школа работает по тем же нормам, что и другие школы — подчиняется закону «Об образовании», подзаконным актам, СанПинам. Правда с последними не всегда получается: в некоторых сельских школах до сих пор нет туалетов в здании.

Педагоги в малокомплектных школах получают зарплату вне зависимости от количества учеников. Но для этого школу должны признать малокомплектной. Это право отдано региональным властям. Они должны разработать критерии для присвоения статуса малокомплектной школы и присвоить его или нет. Как правило, в регионах действует три критерия — отдаленность от других школ, численность учеников, транспортная доступность. Если до школы можно добраться, а до других школ нет, если учеников в ней не больше 40 и есть учителя, то школа может получить особый статус и нормальное финансирование. Если этого не происходит, иногда за школу вступается село — проводят митинги, пишут жалобы в прокуратуру.

Даже если статус получен, педагог может зарабатывать меньше средней зарплаты в регионе. Потому что в малокомплектной школе он может работать только на ставку — классов мало, мало и детей. Но если он ведет несколько предметов, то, скорее всего, зарплата будет на уровне региона.

С 2016 года в 45 регионах действуют программы по возвращению учителей в сельские и малокомплектные школы. В некоторых регионах, например, в Пермском крае, даже выделяют субсидии на покупку жилья. Но о результатах этих программ говорить пока рано.

Что делать, если ее закрывают?

По закону «Об образовании» (ст.22, п.12) школу в сельском поселении нельзя закрывать без учета жителей. Этот пункт был внесен в закон только в 2017 году и сейчас он развязывает руки жителям. Если схода не было, если мнение не учитывают — закрытие незаконно. Однако суды не всегда встают на сторону жителей, несмотря на прописанную норму.

В любом случае, если школу собираются закрыть, нужно собирать сход сельских жителей и протоколировать его решение. Нужно учесть все аргументы и развернуто их перечислить. Протокол нужно отправить в районный департамент или отдел образования. На обращение должны ответить в течение 10-14 дней. Департамент должен сослаться на нормативные акты, при этом отсутствие бюджетных средств не аргумент. Если школа нужна, то регион обязан выделять средства. Если департамент не отвечает на письмо жителей или делает это неверно, нужно обратиться в прокуратуру. Туда нужно отправить копию протокола и ответа департамента.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
406
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
219
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
253