«Посредственный учитель рассказывает. Объясняет хороший учитель. Высший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд
Влияние коучинга на поддержку и развитие школьников
В современном образовательном процессе учителям важно не только передавать знания, но и поддерживать личностный рост своих учеников. Как учителя, мы несем ответственность за создание среды, в которой каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал. Коучинговые инструменты становятся мощным ресурсом в этой задаче, позволяя создавать атмосферу доверия и развивать ключевые навыки подрастающего поколения.
Что такое коучинг
Коучинг — это искусство создание среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. Основная задача коучинга — стимулировать раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности; усиливать мотивацию к изменениям и достижениям. Коучинговый подход предполагает такой стиль общения с ребенком, который включает безграничную веру в него, его способности и потенциал, умение увидеть мир глазами ребенка, понять его чувства и эмоции, удержание инициативы на стороне ребенка, уважение его личности и безоценочное отношение к нему.
Принципы Милтона Эриксона, которые могут значительно обогатить работу с учащимися
Принцип «Со мной всё в порядке, и с другими людьми тоже»
Этот принцип создаёт атмосферу принятия и доверия, позволяя ученикам чувствовать себя комфортно и безопасно. Важно, чтобы каждый ученик ощущал свою ценность и значимость, что поможет ему открыться и развиваться.
Принцип наилучшего выбора
Все действия, которые человек совершал в прошлом, являются наилучшим выбором, исходя из той картины мира, которая у него тогда была. Этот принцип помогает ученикам принимать себя и осознавать, что ошибки — это часть обучения.
Позитивные изменения не только возможны, они неизбежны!
Уверенность в том, что изменения возможны, вдохновляет учеников стремиться к лучшему и развивать свои способности.
У всех есть все необходимые ресурсы
Каждый ученик обладает потенциалом и ресурсами для достижения успеха. Задача учителя — помочь раскрыть ресурсы каждого и использовать их в личностном развитии учащегося.
Принцип позитивного намерения
Что бы человек ни делал, он делает это исходя из позитивных намерений. Понимание этого принципа позволяет учителям спокойнее относиться к поведению учеников.
Глубокое осознание этих убеждений и внедрение их в профессиональную деятельность поможет вам изменить отношение к многим ситуациям и событиям, увидеть их в новом свете, создавая поддерживающую среду для учащихся.
Коучинговые инструменты, которые могут обеспечивать поддержку и развитие личности учащихся
1. Линия времени
Линия времени — это визуальный инструмент, который помогает ученикам осмыслить свой путь. Он позволяет увидеть достижения и проанализировать поворотные моменты в жизни, развивая навыки саморефлексии.
В начале занятия нарисуйте на доске или на большом листе бумаги линию времени и разделите ее на девять месяцев. Предложите ребятам представить, что сейчас конец учебного года — май, что они успешно закончили учебный год, совсем скоро начнется лето, впереди 3 месяца каникул... Попросите их подумать и дать ответы на следующие вопросы:
-
Какими навыками вы хотели бы обладать к этому времени?
-
Чему вы научились за этот учебный год?
-
Каких результатов вы достигли к концу учебного года?
-
Каким вы хотите видеть свой класс?
Затем разделите класс на команды и дайте каждой команде придумать мероприятия, конкурсы, мастер-классы которые помогут достичь поставленных целей, например, спортивные соревнования, олимпиады или волонтерские акции.
Почему это работает? Это упражнение укрепляет командный дух и помогает ученикам лучше понять друг друга. Кроме того, визуализация собственного пути позволяет ученикам осознать, как их опыт формирует их личность и характер.
2. Письмо в будущее
Этот инструмент помогает ученикам сформулировать свои мечты и цели, осознавая, что они могут изменить свою жизнь.
Попросите ребят представить себя через десять лет и написать письмо самим себе из будущего, рассказывая себе настоящему, как сложилась его школьная жизнь, куда он поступил, чем занимается, что есть сейчас в его жизни и как складываются его взаимоотношения с окружающими. Один из важнейших вопросов, который стоит им задать следующий: «Если бы Вы знали, что можете достичь всего, чего пожелаете, как бы выглядела ваша жизнь через 10 лет?».
Важно постараться погрузить ребят в ощущение успешного будущего и чтобы именно из этого состояния они написали самому себе письмо. Заранее приобретите конверты, пообещайте детям, что все останется конфиденциальным. А на выпускном можно организовать торжественное вручение этих писем.
Почему это работает? Этот процесс помогает ученикам развивать мечтательность и целеустремленность, создавая более глубокую связь с их будущим. Письмо служит мотивирующим фактором, напоминающим им о своих целях и амбициях.
3. Шкалирование
Микромодель оценки текущего состояния, которая помогает ученикам оценивать уровень своих эмоций и удовлетворенности.
Попросите учеников нарисовать шкалу от 1 до 10 для оценки уровня стресса или удовлетворенности учебой. Обсудите, почему они выбрали эту оценку, например 4, что для них означает удовлетворенность на 4, что может помочь сдвинуться на 1 балл и чувствовать удовлетворенность на 5. И здесь нет правильного или неправильного - только сами дети могут понять, что именно может им помочь или к кому они могут обратиться, чтобы улучшить ту или иную ситуацию.
Почему это работает? Ученики могут предложить конкретные шаги, такие как управление временем или изменение подхода к учебе, что помогает развивать навыки самоанализа.
4. Мозговой штурм
Метод мозгового штурма позволяет генерировать множество идей в свободной форме, что способствует креативности и активности учащихся.
Объявите тему мозгового штурма, например, «Как справляться со стрессом перед экзаменами». Попросите учеников высказывать идеи без критики и записывайте все варианты на доске. Далее можно обсудить полученные варианты и каждый сможет выбрать себе те, которые подходят именно ему.
Почему это работает? Этот метод развивает креативность и учит работать в команде, что является важным навыком для будущего.
5. GROW
Макромодель GROW помогает структурировать процесс достижения целей, что важно для личностного роста.
Предложите классу совместную работу, выберите цель, которая для всех является актуальной, например, подготовиться к экзамену. Далее используйте доску и фиксируйте варианты ответов.
Как выглядит модель GROW:
-
Goals (Определение целей). Цель, например, «Подготовиться к ОГЭ по обществознанию на 25 баллов плюс к концу мая 2025 года» (здесь можно уточнить, почему это важно для ребят, какие результаты ожидают, какие есть сроки для достижения цели, какие промежуточные задачи должны быть выполнены/достигнуты? Важно, чтобы была конкретика).
-
Reality (Реальность, окружающая действительность). Обсудите текущее состояние дел и возможные преграды. (Какой сейчас уровень знания предмета? Что вы уже предпринимали? На каком этапе сейчас находится процесс достижения цели?)
-
Opportunity (Имеющиеся возможности). Генерируйте идеи для достижения цели.
Варианты вопросов:
-
Кто вас может поддержать на пути к достижению цели?
-
Какие возможности есть для достижения цели? А еще?
-
Может быть, вы знаете, как кто-то другой успешно решил подобную задачу? За счет чего ему это удалось?
-
Были в вашей жизни подобные ситуации? Если да, то как вы с ней справлялись?
Ученики могут предложить различные варианты и стратегии подготовки к экзамену.
-
-
What to do (Действие, шаги). Составьте конкретный план действий, включая шаги и сроки. Задайте вопросы:
-
Каков будет ваш первый шаг?
-
Какие есть индикаторы для измерения успешности достижения цели?
-
Когда конкретно вы сделаете эти шаги?
-
Кто может вам помешать? Как вы можете это предупредить?
-
С кем вы поделитесь планом действий?
-
Каков ваш настрой?
-
Что и кто на него влияет?
-
Как его можно увеличить?
-
За счет чего?
-
Почему это работает? Эта модель развивает уверенность в себе и помогает ученикам осознать возможности и найти конкретные варианты, которые могут помочь в решении поставленной цели.
6. Визуализация
Визуализация — техника, позволяющая ученикам представлять свои цели и мечты.
Прежде чем начать работу с учащимися по данной технике, расскажите им об этом инструменте и его преимуществах. Для подростков важно понимать, зачем им делать то или иное действие. Если вы к этому времени проведете занятие с инструментом «Линия времени», то можете напомнить им о том, какими они себя хотят видеть и что инструмент визуализации может помочь им двигаться к поставленным целям. Важно сказать ребятам, что если они не хотят, то могут не участвовать в упражнении, но главное, чтобы они не мешали остальным.
Попросите учеников закрыть глаза и представить, как они достигают своей цели. Для того чтобы начать выполнение этой техники, создайте определенную атмосферу (можно подготовить короткий видеоролик о достижении цели, подготовить историю об известном человеке, который сумел достичь успеха, подготовить музыкальное сопровождение). После выполнения задания вы можете предложить желающим поделиться своим мнением, насколько им легко было выполнить задание, понравилось ли представлять, как они достигают цель, что они чувствовали в процессе визуализации. Также вы можете предложить ребятам продолжить еженедельно самостоятельно выполнять это упражнение.
Почему это работает? Это помогает создать ясное представление о том, чего они хотят, и стимулирует желание двигаться вперед.
В заключение
Коучинговые инструменты поддержки учеников не только способствуют улучшению обучения, но и формируют уверенность, ответственность и мотивацию и более осознанное отношение к жизни. Применяя методы, основанные на принципах Милтона Эриксона, мы можем создавать атмосферу, в которой каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал.
Задача учителя - быть проводником в этом увлекательном путешествии самопознания и роста. Создавая поддерживающую среду, учитель помогает своим ученикам достигать не только академических успехов и улучшить успеваемость, но и развивать ключевые навыки для жизни. Важно помнить, что каждый ученик уникален, и наша поддержка может стать катализатором, который поможет им поверить в себя и свои силы.