/
Учителю

Как установить правила и нормы поведения в классе с первого дня

571
Автор статьи
Учитель начальных классов МБОУ “Средняя школа г. Новосокольники” Псковской области. Стаж работы - 36 лет. Более 10 лет последних лет работаю с детьми с ОВЗ (ЗПР).

Начало учебного года – это интересный, но и нелегкий период для многих учеников, а в особенности для первоклассников. Первый раз они переступают порог школы, поэтому полны ожиданий и очень волнуются. Перед учителем в этот период стоит непростая задача: создать в классе комфортную атмосферу, чтобы первоклашки могли чувствовать себя защищенными и мотивированными к обучению. Важным моментом в этом становится установление правил и норм поведения с самого первого дня. Каким образом можно это сделать? Вот несколько простых советов.

1. Вовлечение учеников в создание правил

Вы заранее придумали список правил поведения и собираетесь их зачитать своим ученикам? Не стоит этого делать. Гораздо эффективнее будет вовлечь ребят в процесс их создания. Для этого проведите обсуждение, во время которого первоклассники будут предлагать свои идеи о том, как нужно вести себя в классе. Направлять обсуждение можно, задавая наводящие вопросы. Например, такие:

  • Что поможет нам хорошо учиться и быть дружными?

  • Как мы должны относиться друг к другу?

  • Что нельзя делать, чтобы не мешать другим?

Предложения детей лучше не записывать, а визуализировать с помощью плакатов, схем или пиктограмм. Затем вместе с детьми нужно выяснить, какие правила наиболее важны, и сформулировать их окончательный вариант. Важно, чтобы маленькие ученики почувствовали, что эти правила - их собственные, а не навязанные учителем.

2. Визуальные подсказки

Наглядные средства для напоминания о правилах можно разместить в классном уголке или на доске. Они будут постоянно напоминать ученикам о том, как нужно себя вести.

3. Ролевые игры

Очень важно, чтобы дети не только знали правила поведения, но и применяли их на практике. В этом как нельзя лучше помогут ролевые игры, в которых первоклассники будут показывать правильное и неправильное поведение. Например, можно попросить ребят показать, как нужно входить в класс, как поднимать руку, чтобы ответить на вопрос, и т. д. С помощью игры ребята смогут лучше понять, что от них ожидается в школе.

4. Сигналы для привлечения внимания

Выработайте специальные сигналы, которые будут привлекать внимание гиперактивных детей. Это может быть звук колокольчика, поднятая рука или специальная фраза. Реагируя на эти сигналы, ученики будут приучаться быстро переключать внимание.

5. Поощрение и последствия

Правила следует не только установить, но и заранее объяснить, какие последствия будут, если их нарушить. Расскажите детям, как вы их будете поощрять за соблюдение правил. Это может быть система наклеек, жетонов или других поощрений. Важно, чтобы поощрение следовало сразу за желаемым поведением.

Если ученики нарушают правила, то реагировать на это нужно последовательно и предсказуемо. Используйте заранее оговоренные последствия, объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо. Помните: эмоциональные вспышки недопустимы!

6. Регулярное напоминание

Всем знакома пословица «Повторение – мать учения». И не только учения, но и поведения. Регулярно напоминайте о правилах поведения, особенно в первые недели. Можно проводить короткие «минутки правил», где ученики вспоминают, что можно и что нельзя делать.

Соблюдение первоклассниками правил поведения – важное условие эффективного обучения. Описанные приемы поддержания дисциплины не только обеспечивают понимание и принятие правил, но и развивают ответственность и самодисциплину детей.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Проблемы и решения в работе с гиперактивными детьми
Проблемы и решения в работе с гиперактивными детьми
25.09.2024
87
Методы и приемы формирования экологической культуры у детей
Методы и приемы формирования экологической культуры у детей
19.09.2024
191
Педагогический дизайн: создание эффективных и интересных уроков
Педагогический дизайн: создание эффективных и интересных уроков
15.09.2024
291