Цифровизация в образовании неизбежна. Сегодня разберем с нашим экспертом Сергеем Галиуллиным, какие технологии можно использовать с дошкольниками и на каких занятиях.
Какие цифровые технологии можно использовать с дошкольниками?
Почти все. Есть мнение, что дошкольникам нельзя смотреть в «синие» экраны — телевизоры, компьютеры, смартфоны. Исследования показывают, что вреда для зрения нет, после двух лет ребенок может смотреть мультфильмы и играть в игры на компьютере. Просто нужно ограничивать время, проведенное с гаджетами.
Если превратить гаджет в образовательный инструмент, а не просто технологию ради технологии, то можно решить проблему дисциплины детей и отключения внимания на занятии.
Педагог должен отделять технологию от инструмента. Сначала дети будут выхватывать друг у друга смартфоны и планшеты, но позже привыкнут. Важнее будет содержание урока. Педагог должен всегда общаться с дошкольниками по поводу заданий: ребенок не должен сидеть уткнувшись в гаджет. Есть риск, что он не поймет задание, завороженный мельканием картинок или новыми звуками. Но есть занятия, на которых ребята именно знакомятся с инструментом, и там нужно предоставить им самостоятельность.
Цифровые технологии должны обогащать и дополнять привычные ребенку виды деятельности. Если можно играть в дочки-матери без цифровых технологий, то так и нужно делать. Но если с помощью робота можно показать тот или иной физический процесс, то технология нужна.
Ухудшает ли зрение телевизор и гаджеты? Мнение молекулярного биолога
На каких занятиях можно использовать цифровые технологии?
Цифровые технологии можно использовать по-разному: сочинять музыку с детьми в режиме реального времени, собирать роботов, учить буквы с интерактивной доской. Смотреть видео можно на любом занятии — утреннюю зарядку вместо педагога может провести кто-то из «Смешариков». Главное — найти ролик или сделать его самостоятельно.
Три музыкальных приложения, которые можно использовать в работе с детьми:
-
Музыкальные истории. Игровое приложение для малышей, позволяющие изучать ноты и развивать слух. Игра состоит из нескольких историй, помогающих изучить определенную область из теории музыки.
-
Note Trainer.С помощью фортепианной клавиатуры на четыре октавы можно изучать ноты. Нажимая на любую клавишу, на экране высвечивается правильное название соответствующей ноты. Изучать можно как в классическом, итальянском, формате — до–ре–ми–фа–соль–ля–си, так и альтернативной буквенной системой — A–B–C–D–E–F–G.
-
Большие инструменты для маленьких. Красочное музыкальное приложение, открывающее для детей мир музыки. Ребенок сможет сам выбрать музыкальный инструмент, аранжировку и начать играть. В наличии восемь музыкальных произведений, четыре инструмента (гитара, фортепиано, флейта и аккордеон) и забавные анимированные иллюстрации к каждой мелодии.
Цифровые технологии знакомиться с окружающим миром в плохую погоду: подойдут не только видеоролики о природе, но и приложения, в которых нужно угадать животное по звукам. Например, игра для телефона, которое так и называется “Угадай животное по звуку”.
Часть цифровых технологий пригодится для совместного использования с родителями. Например, ребята, пропускающие занятия, могут из дома общаться с ребятами или выполнять задания по мессенджеру.
Занятия с детьми в онлайн-режиме. Какие технологии выбрать?
-
Skype. Известная программа, с помощью которой можно обмениваться сообщениями и файлами, участвовать в аудио- и видеоконференции. Приложение бесплатное.
-
Etutorium. Платформа для проведения вебинаров и онлайн-занятий с функцией автоматического сохранения занятия. Потом его можно скачать и просмотреть в офлайн-режиме. Также поддерживает просмотр занятия с телефона или планшета.
А у детей получится?
Да. Часто дети с рождения используют гаджеты, если, конечно, родители не запрещают. Если используют, то знают, как «свайпить» или делать изображение крупней. Иногда дети даже используют эти механики на обычных игрушках, предметах и книгах: пытаются пальцем пролистнуть изображение на экране телевизора.
Главное не бояться, что технологии сделают детей хуже. Аргумент «мы росли без телефонов» не работает: мы не знаем, что бы мы делали, будь в 70-х—80-х смартфоны и широкополосный интернет.
А у педагогов получится?
Да. Но нужно понимать, что ничего чудесного в гаджетах нет. И просто увлечь телефоном или роботом получится только двухлетнего малыша. Остальным нужно будет интересное содержание, поэтому педагог должен четко понимать, чего он хочет добиться с помощью цифровых технологий. И если технологии будут лишними, то лучше от них отказываться. В том числе из-за того, что дети открывают банки, двери, надувают шарики и завязывают шнурки без технологий. То есть, есть вещи, которые нужно развивать в первую очередь.