/
Учителю
Воспитателю

«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе

49
Автор статьи
11 лет работала в муниципальном детском саду психологом, затем методистом и заведующей. 3 года руководила собственным детским клубом. А в пандемию закрыла клуб и стала онлайн репетитором. Веду занятия с детьми по всему миру. Учу детей читать эффективно, работать с текстом и информацией.

Геймификация, как образовательный инструмент, привлекает все больше внимания к педагогической практике. Термин «геймификация» (от англ. «game» — «игра») предполагает использование элементов игрового автомата в различных вариантах, включая образование. Данный подход направлен на вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение их мотивации.

Что такое геймификация?

  • Игровые задания и квесты: ученики выполняют задания, которые похожи на игровые уровни, и получают очки за их выполнение. Очки затем можно обменять на призы или награды. Примером служит использование личных кабинетов учащихся, где отображаются их достижения.

  • Соревнования и рейтинги: ученики конкурируют за лучшие результаты или места в рейтинге. Например, рейтинг класса на образовательной платформе.

  • Виртуальные миры и симуляции: дети могут погрузиться в виртуальный мир, где нужно решать задачи, исследовать и взаимодействовать с другими персонажами.

  • Интерактивные игры и приложения.

Несмотря на положительные аспекты, часть педагогов скептически относится к геймификации, считая ее лишь развлекательным элементом. Однако важно понимать, что игровая механика не развлекает, а вовлекает учащихся в процесс обучения, что способствует достижению образовательных целей.

Новое? Хорошо забытое старое!

Хотя термин «геймификация» пришел из зарубежной практики, элементы данного подхода использовались и в советской педагогике. Например, военно-спортивная игра «Зарница» была направлена не только на физическое развитие, но и на воспитание патриотизма и командного духа.

Но поскольку портрет типичного ученика за последние 10 лет претерпел сильные изменения, подход требует пересмотра. Даже младшие школьники являются активными пользователями сети, ищут информацию, знают, как сделать заказ на маркетплейсе, вызвать такси и управлять умным домом. Их сложно удивить. Но одно осталось неизменным, дети всё так же любят играть.

Таким образом, геймификация может стать точкой пересечения интересов педагогов и учеников, а также «скрытым орудием» учителя в достижении образовательных целей.

Влияние геймификации на образовательный процесс

Повышение мотивации

Зачастую учёба в понимании школьников - дело непривлекательное и скучное. Геймификация помогает изменить это представление. В процессе игры вырабатывается гормон удовольствия - дофамин. Соответственно, чем выше дофамин от получения результата в моменте, тем больше удовольствия от учебы получает ученик.

Снижение уровня тревожности и страха ошибки

Ведь игровые действия не оцениваются, плюс всегда есть шанс сыграть заново. Вот этот пункт считаю самым важным. Процент тревожных детей очень высок. Зачастую страх показаться глупым в глазах учителя или одноклассников буквально парализуют волю ученика. Игра помогает снять это напряжение.

Сплочение детского коллектива и укрепление авторитета педагога

Учитель, умеющий создавать игровые учебные фишки, всегда будет вызывать доверие своих подопечных.

Как внедрить геймификацию в занятие?

Начинать всегда легче с добавления элементов игры. Это может быть упражнение на активизацию внимания в начале урока или викторина на закрепление материала в конце. К примеру, в формате QR-кода может выглядеть приглашение выполнить задание на развитие мышления. Это может быть индивидуальный формат или соревнование между мини-группами.

После успешного применения отдельных игровых элементов педагог может масштабировать их на весь урок, превращая его в квест. Игровые механики можно использовать как для изучения новой темы, так и для проверки усвоенных знаний.

Ресурсы для геймификации

Существует множество платформ, позволяющих создать интерактивные учебные задания. Вот некоторые из них:

  • Платформа для создания интерактивного контента и геймификации, которая предлагает инструменты для создания тестов, игр и уроков.

  • Ресурс с готовыми шаблонами для проведения квестов.

  • Платформа для создания игр и отслеживания прогресса учеников.

Противопоказания и побочные эффекты

Геймификация представляет собой эффективный инструмент, который может значительно повысить качество образовательного процесса. Игровые механики вовлекают учащихся, способствуют снижению тревожности, мотивируют на достижение высоких результатов и формируют положительное отношение к учебе.

Геймификация - это не игра ради игры. Всегда должна быть цель - образовательная или воспитательная. Возможно, она не будет озвучена ученикам. Пусть они видят в этом развлечение. Но педагог должен чётко понимать к чему ведёт своих подопечных.

Побочный эффект - это горящие глаза детей, ощущение, что им всё по плечу, желание идти на урок. А у педагогов определённо появляется зависимость. Как правило, коллеги хоть раз удачно внедрившие игровые механики, уже не останавливаются и создают целые игровые серии занятий. Удачных вам игровых экспериментов!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Влияние физической активности на успеваемость школьников
Влияние физической активности на успеваемость школьников
25.10.2024
196
Как развить эмоциональный интеллект у дошкольников: советы и техники
Как развить эмоциональный интеллект у дошкольников: советы и техники
23.10.2024
156
Раннее развитие детей: развитие игры в образовательном процессе
Раннее развитие детей: развитие игры в образовательном процессе
20.10.2024
144