/
Новости образования

Что происходит с профориентацией в XXI веке?

2428

Сегодня привычные методы профориентации перестают работать. Разбираемся, как и чему учить детей и готовить их к профессии — вместе с Дмитрием Судаковым, международным консультантом в области прогнозирования потребностей в кадрах и составителем «Атласа новых профессий».

Какие навыки нужны в XXI веке?

Из-за цифровизации, глобализации, демографических изменений, технологий новые профессии появляются чаще, чем раньше. Это влияет на изменение логики труда у существующих специалистов, изменение рабочих мест, спрос и оплату.

Со всех трибун и международных форумов сейчас говорят, что нам нужны принципиально иные профессиональные навыки. Не только и не столько предметные, сколько дополнительные — soft skills. Среди этих навыков: концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, цифровая грамотность, креативность, экологическое мышление, кросскультурность, способность к обучению и самообучению. 

"Новое общество диктует новую грамотность: В XXI веке нужны не только чтение и письмо."


  1. Концентрация и управление вниманием. Необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой. 
  2. Эмоциональная грамотность. Приобретает все большую значимость в работе. Понимание своих эмоций и эмпатия помогут сохранить и сконструировать свою идентичность и взаимодействовать с другими.
  3. Цифровая грамотность. Способность работать в цифровой среде, в том числе, AR и VR, будет востребована так же, как чтение и письмо. 
  4. Креативность. Рутинная деятельность будет автоматизирована, от работников потребуются умения мыслить нестандартно и создавать новое. 
  5. Экологическое мышление. Помогает сознавать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы. 
  6. Кросскультурность. В любом городе, в любой среде будут встречаться различные национальные и возрастные культуры и субкультуры, в том числе, за счет разрыва поколений.
  7. Способность к обучению и самообучению. В быстро меняющемся мире человеку придется постоянно обучаться и самостоятельно осваивать новые области знаний. 


Существуют и другие противоречия. В школе учат индивидуальному лидерству, а сейчас нужно поддерживать коллективную деятельность. В школе решают стандартные задачи, а растет спрос на творчество. Нужно развивать эмоциональный интеллект, но в школе за проявление эмоций «наказывают». Система образования наказывает за ошибки и убивает желание учиться всю жизнь. Современное общество относится к природе как к ресурсу, что противоречит экосистемности, способности человека видеть себя частью природы. 

Какие проблемы есть в сфере профориентации?

Практики, созданные в конце 1960-х годов, были хороши, но создавались под плановую экономику. Специалисты понимали, как выглядит мир, который они хотят построить, могли обсчитать его. Из-за подсчета они понимали, какие нужны кадры и готовили их. Система иногда давала сбои, но была жизнеспособной. 

"Старые методы профориентации создавались под другую экономику, поэтому сегодня они не работают"

Сейчас применяют те же практики, но мир изменился:
  1. Нет крупного заказчика на кадры. Ни государство, ни крупный бизнес не может заказать кадры на 10 лет вперед, не может нести за это ответственность. 
  2. Нет единого образа будущего. Раньше люди строили коммунизм, проводили олимпиаду, запускали человека в космос и объединялись вокруг этих проектов. Сейчас нет такого понимания ни по всей стране, ни в регионах, ни даже у жителей одного города.
  3. Растет уровень тревожности. Родители, основные заказчики профориентации, не понимают будущего и фантастически тревожатся. Ищут людей, которые возьмут на себя ответственность за будущее, но таких людей нет. 
  4. Нет ответственности у профориентатора. Профориентаторы не отвечают за результат. Нет такого, что приходят выпускники пятнадцатилетней давности и могут отругать тех, кто их не правильно «сориентировал» тогда. 


Классические подходы больше не работают. Раньше помогали школьнику разобраться в себе, найти интерес, узнать о современном рынке труда, подобрать профиль в школе и найти нужный уровень образования. Но статистика показывает, что 65 % выпускников российских вузов работает не по специальности, особенно, юристы и экономисты. Но система инертна — если сейчас массово готовить программистов, то через 15 лет они тоже не будут востребованы. 

Как должна работать профориентация в XXI веке?

Требуется переосмыслить подход — профориентация должна из внешнего сервиса превратиться в навык. То есть человек должен научиться профессиональному ориентированию. В спортивном ориентировании учат найти нужный маршрут на пересеченной местности. А ученик должен найти маршрут в мире профессий: разбираться в мире профессий, определять собственные дефициты и строить образовательную траекторию, адаптироваться к изменениям, которые неизбежно произойдут. 

Для решения этой задачи Дмитрий Судаков вместе со специалистами «Сколково» в 2014 году составил первую редакцию «Атласа новых профессий». Над ним работали эксперты и простые пользователи: сейчас над новыми редакциями работают специалисты стран СНГ и стран BRICS. 

Внутри атласа есть следующая информация:

  1. 25 отраслей от добывающего сектора и социальной сферы до медиа и культуры. 
  2. Приблизительно 80 процентов российской экономики «на свету». 
  3. 200 новых профессий от энергоаудитора до разработчика киберпротезов. 
  4. 60 профессий пенсионеров. 
  5. Список крупнейших работодателей по отраслям.
  6. Список лучших колледжей и вузов. 

Атлас не нужно просто читать взахлеб. Атлас — ориентир в завтрашнем мире для подростка. Он сам должен выбирать маршрут, понимать, будет ли он трудоустроен по профессии, которая ему интересна, как нужно ей научиться.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Акции
-10% на переподготовку при онлайн оплате
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Более 8 тысяч педагогов посетили Всероссийскую онлайн-конференцию  по функциональной грамотности
Более 8 тысяч педагогов посетили Всероссийскую онлайн-конференцию по функциональной грамотности
08.12.2023
2220
III Всероссийская научная конференция «Чагинские чтения»
III Всероссийская научная конференция «Чагинские чтения»
05.12.2023
544
Более 150 педагогов Пермского края бесплатно прошли курсы повышения квалификации
Более 150 педагогов Пермского края бесплатно прошли курсы повышения квалификации
24.11.2023
343