Ирина Викторовна, клинический психолог с 26-летним опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Руководит школой во Внуково. 13 000 детей и 18 школьных площадок.
Расскажите, какие ребята учатся в вашей школе?
-
У нас представлено всё многообразие детства, и мы стараемся отвечать на все образовательные запросы. Учитываем потребности ребят, которые учатся не на родном языке, а также детей из билингвальных семей и находящихся в контексте девиации.
Какие технологии вы применяете?
-
Технологии смешанного обучения прижились в нашей школе довольно активно. Мы придаем большое значение выбору и субъектности в образовательном процессе. Эта концепция лежит в основе нашего подхода, начиная с дошкольного уровня. В детских садах предоставляем возможность выбирать между различными видами деятельности, такими как игра, лепка или исследование. В школьной программе, например, на уроках физкультуры дети могут выбирать между различными видами активности, что позволяет им чувствовать себя более уверенно и комфортно. Активно развиваем инклюзивный туризм. В 7–8 классах ученики выбирают конкретные предметы, проекты и научных руководителей. Около 20 % учеников по адаптированным программам успешно погружаются в изучение разных предметов.
После 9 класса дети могут продолжить обучение в лаборатории профориентации.
Как в школе организован индивидуальный подход?
-
Для каждого ребенка выстраивается индивидуальный маршрут. Такое обучение организуется как для одарённых детей, так и для детей с особенностями развития, например, с РАС, с умственной отсталостью. Автономные классы позволяют решать проблемы социализации и создавать коррекционные условия. Ресурсные классы предназначены для отработки навыков, которые ребенок не может получить в обычном классе. Учитель ресурсного класса может работать вместе с основным, помогая ребенку осваивать материал и адаптироваться к учебному процессу. Мы организуем учебный процесс даже в рекреационных зонах, что особенно актуально для ребят с проблемами эмоционально-волевой сферы.
Какие есть особенности в проектировании образовательной среды?
При проектировании образовательной среды в школе важно подобрать подходящую модель.
Тьюторство и преподавание — это два разных аспекта, но в нашей практике больший акцент делается на учительство и тьюторство.
Тьютор — это наставник и проводник для ребёнка в образовательном процессе. Он помогает детям, нуждающимся в индивидуальном сопровождении, в том числе во внеурочной деятельности. Мы стремимся сделать тьюторское сопровождение максимально эффективным и доступным, чтобы избежать дискриминации. Однако мы также замечаем, что некоторые дети и родители становятся слишком зависимыми от помощи тьютора. В дальнейшем ребёнок может столкнуться с трудностями при самостоятельном построении своего образовательного маршрута. Поэтому важно обеспечить создание специальных образовательных условий, которые позволят ребёнку реализовать свою программу.
Самостоятельное обучение в классе возможно для детей с различными особенностями, включая пищевые нарушения и трудности с письмом. В этом случае используются современные технологии и специальное оборудование. Тем не менее, мы стремимся к индивидуализации обучения, и в каждом инклюзивном классе стараемся иметь второго учителя хотя бы по некоторым предметам. Самостоятельное обучение может быть недоступно для детей с особыми образовательными потребностями в начальной школе. В этом случае необходим толчок и поддержка со стороны учителей.
Есть ли у вас какой-то особый опыт?
-
У нас есть опыт организации домашнего обучения для лежачих детей. Главное в этом процессе — реализовать образовательную программу, разработанную для ребёнка. Мы используем все возможности и форматы обучения, чтобы обеспечить качественное образование. Для некоторых детей обучение проходит по всему учебному плану, но в заочной форме. Мы обсуждаем с родителями, как будет строиться образовательная деятельность. Часто мы выбираем дистанционный формат.
Для детей, которые находятся в тяжёлом состоянии, мы разрабатываем индивидуальную программу развития и выстраиваем индивидуальный план обучения. У нас есть два ребёнка, для которых индивидуальный план состоит из одного часа занятий в неделю. К ним приходит учитель-дефектолог и читает сказки. Также он разговаривает с родителями, что создаёт психологическую поддержку не только для ребёнка, но и для всей семьи.
В заключение хотелось бы сказать:
Можно научиться разрабатывать адаптированные программы, но этого всегда будет мало. Важно уделять внимание воспитанию и социализации детей. В школах XXI века необходима цифровизация и фокус на воспитательной работе. Наша с вами задача — создать такое образовательное пространство, в котором каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и стать успешным членом общества.
Помочь вам в подготовке квалифицированных кадров, обеспечить необходимой методической и технической поддержкой может Образовательный центр «Каменный город». Наши партнеры:
● Используют актуальные образовательные продукты, внесенные в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ.
● Сокращают подготовку к урокам на 30% за счет экспертной поддержки во время обучения и предоставляемых методических материалов.
● Благополучно проходят проверки за счет наличия у лицензии на образовательную деятельность, внесения данных в ФИС ФРДО и аккредитации.
Для консультации со специалистом вы можете связаться с нами
+7 (342) 207 73 97 info@eduregion.ru