/
Истории клиентов

Как создать инклюзивную образовательную среду в школе: опыт директора ГБОУ Школы № 1788 г. Москвы Ирины Викторовны Рыбиной

244

Ирина Викторовна, клинический психолог с 26-летним опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Руководит школой во Внуково. 13 000 детей и 18 школьных площадок.  

Расскажите, какие ребята учатся в вашей школе?

  • У нас представлено всё многообразие детства, и мы стараемся отвечать на все образовательные запросы. Учитываем потребности ребят, которые учатся не на родном языке, а также детей из  билингвальных семей и находящихся в контексте девиации. 

Какие технологии вы применяете?

  • Технологии смешанного обучения прижились в нашей школе довольно активно. Мы придаем большое значение выбору и субъектности в образовательном процессе. Эта концепция лежит в основе нашего подхода, начиная с дошкольного уровня. В детских садах предоставляем возможность выбирать между различными видами деятельности, такими как игра, лепка или исследование.  В школьной программе, например, на уроках физкультуры дети могут выбирать между различными видами активности, что позволяет им чувствовать себя более уверенно и комфортно. Активно развиваем инклюзивный туризм.  В 7–8 классах ученики выбирают конкретные предметы, проекты и научных руководителей. Около 20 % учеников по адаптированным программам успешно погружаются в изучение разных предметов. 

После 9 класса дети могут продолжить обучение в лаборатории профориентации. 

Как в школе организован индивидуальный подход?

  • Для каждого ребенка выстраивается индивидуальный маршрут. Такое обучение организуется как для одарённых детей, так и для детей с особенностями развития, например, с РАС, с умственной отсталостью.  Автономные классы позволяют решать проблемы социализации и создавать коррекционные условия. Ресурсные классы предназначены для отработки навыков, которые ребенок не может получить в обычном классе. Учитель ресурсного класса может работать вместе с основным, помогая ребенку осваивать материал и адаптироваться к учебному процессу. Мы организуем учебный процесс даже в рекреационных зонах, что особенно актуально для ребят с проблемами эмоционально-волевой сферы.

Какие есть особенности в проектировании образовательной среды?  

При проектировании образовательной среды в школе важно подобрать подходящую модель. 

Тьюторство и преподавание — это два разных аспекта, но в нашей практике больший акцент делается на учительство и тьюторство.

Тьютор — это наставник и проводник для ребёнка в образовательном процессе. Он помогает детям, нуждающимся в индивидуальном сопровождении, в том числе во внеурочной деятельности. Мы стремимся сделать тьюторское сопровождение максимально эффективным и доступным, чтобы избежать дискриминации. Однако мы также замечаем, что некоторые дети и родители становятся слишком зависимыми от помощи тьютора. В дальнейшем ребёнок может столкнуться с трудностями при самостоятельном построении своего образовательного маршрута. Поэтому важно обеспечить создание специальных образовательных условий, которые позволят ребёнку реализовать свою программу.

Самостоятельное обучение в классе возможно для детей с различными особенностями, включая пищевые нарушения и трудности с письмом. В этом случае используются современные технологии и специальное оборудование. Тем не менее, мы стремимся к индивидуализации обучения, и в каждом инклюзивном классе стараемся иметь второго учителя хотя бы по некоторым предметам. Самостоятельное обучение может быть недоступно для детей с особыми образовательными потребностями в начальной школе. В этом случае необходим толчок и поддержка со стороны учителей.

Есть ли у вас какой-то особый опыт?

  • У нас есть опыт организации домашнего обучения для лежачих детей. Главное в этом процессе — реализовать образовательную программу, разработанную для ребёнка. Мы используем все возможности и форматы обучения, чтобы обеспечить качественное образование. Для некоторых детей обучение проходит по всему учебному плану, но в заочной форме. Мы обсуждаем с родителями, как будет строиться образовательная деятельность. Часто мы выбираем дистанционный формат.

Для детей, которые находятся в тяжёлом состоянии, мы разрабатываем индивидуальную программу развития и выстраиваем индивидуальный план обучения. У нас есть два ребёнка, для которых индивидуальный план состоит из одного часа занятий в неделю. К ним приходит учитель-дефектолог и читает сказки. Также он разговаривает с родителями, что создаёт психологическую поддержку не только для ребёнка, но и для всей семьи.


В заключение хотелось бы сказать: 

Можно научиться разрабатывать адаптированные программы, но этого всегда будет мало. Важно уделять внимание воспитанию и социализации детей. В школах XXI века необходима цифровизация и фокус на воспитательной работе. Наша с вами задача — создать такое образовательное пространство, в котором каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и стать успешным членом общества. 

Помочь вам в подготовке квалифицированных кадров, обеспечить необходимой методической и технической поддержкой может Образовательный центр «Каменный город». Наши партнеры: 

●  Используют актуальные образовательные продукты, внесенные в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ. 

● Сокращают подготовку к урокам на 30% за счет экспертной поддержки во время обучения и предоставляемых методических материалов.

● Благополучно проходят проверки за счет наличия у  лицензии на образовательную деятельность, внесения данных в ФИС ФРДО и аккредитации. 


Для консультации со специалистом вы можете связаться с нами 

+7 (342) 207 73 97 info@eduregion.ru



Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Кейс МАОУ «СОШ №55» г. Перми, 130 педагогов
Кейс МАОУ «СОШ №55» г. Перми, 130 педагогов
08.05.2024
232
Организация цикла выездных семинаров в г. Нижневартовск
Организация цикла выездных семинаров в г. Нижневартовск
08.05.2024
155
227 курсов за этот год и новый план обучения на 2024 — как мы сотрудничаем с пермской школой №55
227 курсов за этот год и новый план обучения на 2024 — как мы сотрудничаем с пермской школой №55
06.12.2023
1040