Во время самоизоляции большая нагрузка ложится на родителей. Если младшеклассникам нужно объяснить задание и дать им возможность сделать самим, то дошкольникам требуется больше внимания и помощи. Рассказываем, как и зачем родителю заниматься с дошкольником, пока он не ходит в детский сад.
Где брать задания для дошкольников
Напрямую у методистов детского сада. Например, в детском саду № 233 в родительские группы в мессенджерах каждые несколько дней выкладывают задания. Они разноуровневые: трехлетка выполнит что-то одно, шестилетка — другое. Так, родителей просят изучить с детьми понятие «прошлое», поговорить о человеческой истории и придумать костюм любой исторической эпохи.
В образовательных программах. У каждого детского сада есть своя программа. В ней прописаны результаты развития, к которым стремятся воспитатели, методы и темы конкретных занятий. Можно вдохновляться занятиями или придумывать свои, ориентируясь на результаты. Например, играть в игры для развития мелкой моторики.
На сайтах с развивающими играми. Если фантазия исчерпана, можно искать в книгах, на сайтах и в приложениях. В последних двух случаях найти игры и занятия проще — не нужно ничего распечатывать и делать: берешь интерактивную игру и занимаешься с ребенком. Если кажется, что ребенку еще рано заниматься перед экраном, можно ограничить время, — не более часа в день.
Как с дошкольником заниматься дома
Использовать подручные средства. Понятно, что дома запас игрушек, канцтоваров и оборудования меньше, чем в детском саду. Используйте подручные средства: в капсулы от киндеров сыпьте крупу, играйте на кастрюлях вместо барабанов. Возьмите куски обоев и рисуйте прямо на них.
Отпустить контроль. Главное — начать заниматься. Не нужно требовать от дошкольника, особенно младшего, действовать по правилам. Не хочет рисовать кисточкой, пусть использует пальцы, выходит за линии, вырезая фигурку, пусть получится неописуемый монстр. Самое важное, что мы сейчас можем сделать для своих детей — это увлечь их игрой.
Слушать ребёнка. Право на «нет» фундаментально для Монтессори-подхода и многих других. Если ребенок не хочет прямо сейчас рисовать, а хочет танцевать — это его право, ведь это его занятие. Если вы прямо сейчас хотите петь — пойте, но ребенок пусть занимается тем, что хочет он.
На какой результат ориентироваться в обучении дошкольников
Нужно смотреть в программу. В ней записаны навыки, которых должен достичь ребенок. Причем в каждом возрасте навык и уровень его развития меняются. Поэтому программа может служить только примерным ориентиром.
Но использовать индивидуальный подход. Если ребенок отказывается запоминать цифры, хотя уже должен по возрасту, не нужно его тиранить. В каждом занятии должен быть и практический смысл: он научится счету, когда ему придется решать подобные задачи.
Нужно ли вообще родителю обучать дошкольника
Только по его желанию. Если дошкольнику хочется играть, веселиться или, наоборот, молчаливо рассматривать книжки, это его право. Не нужно пытаться загрузить в него всю образовательную программу. Важнее, что ребенку сейчас было комфортно дома. Если боитесь, что он будет развиваться односторонне и потеряет навыки, разнообразьте день: дайте ему побегать, пусть и по коридору, полазить по спинке дивана, читайте книги и рисуйте, смотрите вместе мультфильмы и обсуждайте их.
Помните, даже в нормативных документах за детским садом закреплена функция “воспитания”, а не “образования”.
11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!