/
Выпускники педагогических вузов – кто они и как с ними договориться

Никогда не обращали внимания, что в интернете масса рассуждений на темы: как вести себя молодому учителю, как влиться в коллектив, как подружиться с коллегами? При этом никого, похоже, не волнует, как подружиться с самими молодыми учителями. Такое чувство, что, переступив после вуза порог школы, они априори занимают уязвимое положение – просящего, подстраивающегося, просто потому, что они молодые.


Во время обучения будущие учителя всегда проходят практику, это, конечно, дает им некую уверенность в себе, однако не каждому удается успешно начать свою работу в школе, ведь там вой мир, обычаи и правила, и выпорхнувший наивный птенчик понимает, что все не совсем так, как написано в учебнике, в реальной школе – все иначе!


Кроме типичных сложностей (неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность своего рассказа, затруднения при объяснении материала) в жизни каждого новичка появляется еще одна – отсутствие взаимопонимания с коллегами.


Старшее поколение учителей зачастую готово воспринимать молодую поросль исключительно как тех, кто перенимает их опыт и ремесло, как тех, кто ничего не знает и пришел в школу «со своим уставом», а у самого молоко на губах не обсохло. Молодые, дерзкие, наглые, ничего не понимающие в истинной профессии педагога – новички часто раздражают уже одним тем, что они другие.


А давайте вспомним, какими были вы, опытные учителя, переступая порог школы? Сразу все знающими и правильно работающими? Наверняка, когда деревья были большими, вы также пришли молодым, напуганным ягненком с идеалистическим представлением о профессии. Быть может, изначально вы вообще не собирались быть учителем, поступили в пед за компанию, а потом бац – и у вас уже 30 лет стажа.


«Меня тоже воспитывали или гнобили, - скажете вы, - и ничего, жива, здорова!» А теперь вы что, получается, «отрываетесь» за это на молодых? А может, оставить эту мысль о сладкой мести, сломать систему и закончить дедовщину?


Когда молодой учитель воспринимается в школе как чужеродный элемент, у него два пути: самоликвидироваться или мимикрировать. Обычно в первой своей школе такие люди самоликвидируются, а уже во второй мимикрируют, осознав, что везде одно и то же. А между тем педагоги со стажем могли бы, наоборот, поддержать их и сами научиться новому, освежив свой подход к работе.


Конечно, с введением новых ФГОС положение молодого учителя стало постепенно меняться. Ведь все новые технологии, такие как работа с компьютером, интерактивной доской и виртуальным хранилищем, – это то, чему их не надо учить, то, с чем молодые педагоги на ты.


А для старших все эти новшества – зачастую проблема. Проблема, которая, наконец, помогает им сблизиться с новичками. Ведь теперь они выступают в роли просящего совета и знаний. Многим молодым педагогам сегодня удается найти общий язык с коллегами именно благодаря компьютеру.


Возможно, это какая-то новая веха во взаимоотношениях двух учительских поколений. И теперь у новичков тоже есть свой ценный опыт, которым они могут поделиться, а значит, не такие уж они и неграмотные. И, может, не такие уж плохие, правда?