/
Выдающиеся педагоги: МАРИЯ МОНТЕССОРИ

Сегодня эта фамилия известна многим. А впервые ее уникальная авторская методика была применена еще в начале XX века в Италии.

 

Методика самостоятельного развития ребенка стала настоящим переворотом в воспитании и по сей день широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.

 

Изначально Мария Монтессори применяла ее только в работе с особенными детьми, детьми с задержкой развития и сложной адаптацией к внешнему миру. Она создавала для них особую среду, в которой они развивали навыки самообслуживания через игры, основанные на тактильной чувствительности.

 

Со временем Мария заметила, что умственные показатели детей тоже улучшились, многие ее воспитанники за год догнали и перегнали своих здоровых сверстников. Это стало стимулом для того, чтобы соединить все свои наблюдения и опыт, а также теорию других педагогов в единую стройную систему, которая и получила название Монтессори и со временем стала применяться и для обычных детей.

 

«Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение, развитие» - коротко философия Монтессори выглядит именно так, опираясь при этом на тезисы:

• Ребенок от рождения – уникальная личность;

• Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд;

• Родители и педагоги – просто помощники в раскрытии потенциала ребенка, а не скульпторы его характера и способностей;

• Педагоги и родители должны правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

 

Девиз Монтессори: ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ

 

В основе этого подхода – максимальная свобода и индивидуальный подход к каждому ребенку, принятие детей такими, какие они есть, что позволяет им достичь максимального результата без вмешательства взрослых.

 

НЕДОПУСТИМО: сравнение детей, соревнование между ними, оценка ребенка по общепринятым нормам и критериям, применение поощрений и наказаний, принуждение. А теперь давайте представим, что из этого соблюдается в современном образовании?

 

По Монтессори дети сами выбирают темп и ритм получения знаний, длительность уроков, учебный материал, направление своего развития.

 

А педагог может лишь

• развивать их самостоятельность,

• всегда уважать выбор ребенка,

• создавать комфортную окружающую среду,

• позволять детям изменять ее при необходимости – переставлять мебель или материал,

• развивать его чувственное восприятие, особенно осязание,

• быть нейтральным,

• не корректировать процесс получения ребенком самостоятельности,

• не создавать себе подобных личностей.

 

Сегодня в сознании масс методика Монтессори, к сожалению, выглядит следующим образом: ребенок перебирает маленькие предметы, тем самым развивая свою моторику и речь. Однако это гораздо более глубокая и обширная философия. Хотите узнать о ней подробнее?