Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов, который внес значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.
Разработанная им теория элементарного природосообразного обучения сохраняет актуальность и по сей день. Это он первым озвучил мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков - интеллектуальных, физических, нравственных.
Он же одним из первых указал на значимость развивающего обучения, которое должно базироваться не на прописных истинах, а на наблюдении и размышлении ребенка под чутким руководством своего учителя.
По словам русского педагога К. Д. Ушинского, «идея развивающего обучения — великое открытие Песталоцци».
Итак, основные положения Иоганна Песталоцци:
Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.
Цель воспитания состоит в том, чтобы развить все способности человека, данные ему от природы. То есть оно должно быть разносторонним и гармоническим.
Песталоцци утверждал так: «Воспитание строит свое здание формирования личности на большой прочной скале природных задатков».
Все способности подрастающего человека должны развиваться естественным путем:
• Любовь — на основе собственных детских поступков, а не путем постоянных назиданий о том, что надо любить людей;
• Ум также развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством заучивания чужих умозаключений и идей;
• Физическое развитие, подготовка ребенка к труду также - на собственной практике.
Любые способности человека развиваются в нем путем упражнений. При этом воздействие на ребенка не должно противоречить его природе. Педагог должен направлять это развитие подрастающего человека по правильному пути, а не подавлять его.
В школе отношения учитель-ученик должны быть основаны на отеческой любви взрослого к детям. Развитие социальных связей ребенка в атмосфере общей доброжелательности, которую создает учитель, приведет к тому, что он осознает себя частью человечества.
Песталоцци был уверен, что способности, заложенные в каждом человеке, сами по себе стремятся к развитию и задача учителя – просто помочь им в этом.
А с какими положениями согласны вы?