/
Великие педагоги: развивающее обучение Иоганна Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов, который внес значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

 

Разработанная им теория элементарного природосообразного обучения сохраняет актуальность и по сей день. Это он первым озвучил мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков - интеллектуальных, физических, нравственных.

 

Он же одним из первых указал на значимость развивающего обучения, которое должно базироваться не на прописных истинах, а на наблюдении и размышлении ребенка под чутким руководством своего учителя.

 

По словам русского педагога К. Д. Ушинского, «идея развивающего обучения — великое открытие Песталоцци».

 

Итак, основные положения Иоганна Песталоцци:

 

Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.

 

Цель воспитания состоит в том, чтобы развить все способности человека, данные ему от природы. То есть оно должно быть разносторонним и гармоническим.

 

Песталоцци утверждал так: «Воспитание строит свое здание формирования личности на большой прочной скале природных задатков».

 

Все способности подрастающего человека должны развиваться естественным путем:

• Любовь — на основе собственных детских поступков, а не путем постоянных назиданий о том, что надо любить людей;

• Ум также развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством заучивания чужих умозаключений и идей;

• Физическое развитие, подготовка ребенка к труду также - на собственной практике.

 

Любые способности человека развиваются в нем путем упражнений. При этом воздействие на ребенка не должно противоречить его природе. Педагог должен направлять это развитие подрастающего человека по правильному пути, а не подавлять его.

 

В школе отношения учитель-ученик должны быть основаны на отеческой любви взрослого к детям. Развитие социальных связей ребенка в атмосфере общей доброжелательности, которую создает учитель, приведет к тому, что он осознает себя частью человечества.

 

Песталоцци был уверен, что способности, заложенные в каждом человеке, сами по себе стремятся к развитию и задача учителя – просто помочь им в этом.

   

А с какими положениями согласны вы?