/
Психологический портрет учителя

Инструкция для педагога


Из трех вариантов ответа выберите тот,  который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке крестиком или другим знаком в таблице:

психтест.jpg

ВОПРОСЫ


1. В воспитании детей важнее всего...

     1) окружить ребенка теплотой и заботой;

     2) заложить уважительное отношение к старшим;

     3) выработать у ребенка определенные взгляды и умения.

2.Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок.

     1)  да;

     2)  нет»

     3)  в зависимости от ситуации или настроения.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю...

     1) интерес;

     2) смущение;

     3) раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок,...

     1) моя реакция зависит от ситуации;

     2) я не обращаю на это внимание;

     3) я не могу начать урок.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой.

     1) часто;

     2) в зависимости от ситуации;

     3) редко.

6. Для меня важнее...

     1) отношения с учениками;

     2) отношения с коллегами;

     3) затрудняюсь ответить.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть.

     1) часто;

     2)  иногда;

     3) никогда не вызывает.

8. Присутствие на уроке посторонних.

     1) Воодушевляет меня;

     2) Никак не отражается на моей работе;

     3)  Выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте.

     1) в зависимости от ситуации;

     2) нет;

     3) да.

10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей.

     1) да;

     2) не всегда;

     3) нет.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться...

     1) с учениками;

     2) с коллегами;

     3) лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении.

     1) нет;

     2) не всегда;

     3) да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других.

     1) да;

     2) нет;

     3) не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, которые...

     1) предлагает простор для творчества;

     2) не вмешивается в мою работу;

     3) дает четкие указания.

15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного.

     1) чаще всего;

     2) иногда;

     3) я почти всегда сомневаюсь.

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы...

     1) доставляют мне удовольствие;

     2) вызывают у меня чувство неловкости;

     3) не вызывает у меня особых значений.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым(ой) или несчастным(ой).

     1) часто;

     2) редко;

     3) никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации...

     1) меня мало волнуют;

     2) иногда задевают меня;

     3) часто задевают меня.

19. Во время я придерживаюсь намеченного плана.

     1) в зависимости от ситуации;

     2) предпочитаю импровизацию;

     3)  всегда

20.  Мои успехи обычно признаются другими людьми.

     1) да;

     2) не всегда;

     3) редко.

21.  С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть.

     1) я согласен;

     2) не согласен;

     3)  что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег.

     1) да;

     2) иногда;

     3)  нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами...

     1) доставляет мне удовольствие;

     2) особых эмоций не вызывает;

     3) мне в тягость.

24.  Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне,...

     1) предпочитаю выяснить отношения;

     2) игнорирую это факт;

     3) я плачу ему той же монетой.

25.  От того, как воспитывают детей в семье, зависит...

     1) почти все;

     2)  кое-что;

     3)  ничего не зависит.

26. В работе для меня важнее всего...

    1) привязанность учеников;

     2)  признание коллег;

    3)  чувство собственной необходимости.

27.  Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния.

     1) часто;

     2) иногда;

     3) не зависит.

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег.

     1) я не сомневаюсь;

     2) уверенности нет;

     3)  затрудняюсь ответить.

29.  Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять,...

     1) Я пытаюсь понять его точку зрения;

     2) Я перевожу разговор на другую тему;

     3) Я стараюсь поправить его, объяснив ему его ошибку.

30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека.

     1) да;

     2) в зависимости  от ситуации;

     3)  вряд ли.

31.  Если при мне незаслуженно наказывают ученика,...

     1) я тут же заступлюсь за него;

     2) один на один сделаю замечание коллеге;

    3) сочту некорректным вмешиваться.

32.  Работа дается мне ценой большого напряжения.

     1) обычно;

     2)  иногда;

     3)  редко.

33.  У меня нет сомнений в своем профессионализме.

     1) безусловно;

     2) есть сомнения;

     3) не приходилось задумываться.

34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего...

     1) возможность работать творчески;

     2) отсутствие конфликтов;

     3) трудовая дисциплина.

35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет»

     1) нет;

     2) не всегда;

     3) да.

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»

     1) согласен полностью;

     2) не согласен;

     3) что- то в этом есть.

37.  Мысли о работе мешают мне уснуть.

     1) часто;

     2) редко;

     3) никогда не мешаю.

38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам.

     1) часто;

     2) иногда

     3) предпочитаю слушать других.

39.  Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

     1) нет, это недопустимо;

     2) затрудняюсь ответить;

     3) если ученик этого заслуживает.

40.  Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом.

     1) да;

     2) в некоторых случаях;

     3) нет.

41.  Во время каникул я испытываю потребность в общении с ученикам.

     1) да;

     2) нет;

     3) иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями.

     1) редко;

     2) когда как получится;

     3) всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных.

     1) да;

     2) иногда;

     3) нет.

44. Непредвиденные ситуации на уроках.

     1) можно эффектно использовать;

     2) лучше игнорировать;

     3) только мешают учебному процессу.

45. Большинство неудач в моей жизни происходит по моей собственной вине

     1) да;

     2) не всегда;

     3) нет.

46. В конфликте между коллегой-учителем и учеником я в «душе» встаю на сторону...

     1) ученика;

     2) учителя;

     3) сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем.

     1) как правило;

     2) иногда;

     3) проблем со здоровьем нет.

48.  Мои ученики относятся ко мне с симпатией.

     1) да;

     2) не все;

     3) не знаю.

49. Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными.

     1) нет;

     2) когда как;

     3) да.

50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств.

     1) чаще всего;

     2) когда как;

     3) не согласен.


Преобладание одного из трех вариантов ответа (более 5 выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в разделе «Интерпретации и комментарии» Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), то это означает, что поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы. Другая возможная причина- разнообразие поведенческих стереотипов.


ИНТЕРПРЕТАЦИИ И КОММЕНТАРИИ

1.  Приоритетные ценности

профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.

1.1. преобладание 1-го варианта говорит о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.

1.2. преобладание 2-го варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Такого учителя, как правило, мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с ним ребята держат себя настороженно, напряженно, так как не видят в педагоге союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, чаще всего они пронизаны чувством недоверия и отчуждения.

1.3. преобладание 3-го варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не только в школьной педагогической практике.


2. Психоэмоциональное состояние

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

2.1. преобладание 1-го варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики.

2.2. преобладание 2-го варианта или присутствие примерно в равной мере всех 3-х вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства.

2.3. преобладание 3-го варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек по каким- то причинам скрывает свое истинное состояние.


3. Самооценка.

Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяется его самооценкой.

3.1. предпочтение 1-го варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.

3.2. преобладание 2-го варианта, присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответ говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полове неудач»негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. преобладание 3-го варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутреннему равновесию учителя.

4. Стиль преподавания

На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.

4.1. преобладание 1-го варианта в ответах говорит о  демократичном стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет ученикам возможность самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

4.2. преобладание 2-го варианта ответа указывает на черты «попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях он проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

4.3. преобладание 3-го варианта говорит об   авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

5. Уровень субъектного контроля.

Уровень субъектного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени.

5.1. преобладание 1-го варианта ответов говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъектного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). Они не склонны подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при посягательстве на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

5.2. наличие в примерно равной степени всех трех вариантов или преобладание 2-го варианта говорит о средней степени сформированности субъектного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других – во внешних обстоятельствах.

5.3. преобладание 3-го варианта в ответах говорит о низком уровне субъектного контроля. Люди с таким уровнем субъектного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни (как позитивные, так и негативные) другим людям, случаю, судьбе.

Существует прямая зависимость между уровнем субъектного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъектного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».