Особенность современного ФГОС состоит в том, что он прежде всего носит деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование уже уходит от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков, а формулировки ФГОС указывают на совершенно конкретные виды деятельности.
В связи с этим меняются и технологии обучения. Наиболее актуальными становятся:
· Информационно-коммуникационная технология
· Технология развития критического мышления
· Проектная технология
· Технология развивающего обучения
· Здоровьесберегающие технологии
· Технология проблемного обучения
· Игровые технологии
· Модульная технология
· Технология мастерских
· Кейс-технология
· Технология интегрированного обучения
· Педагогика сотрудничества.
· Технологии уровневой дифференциации
· Групповые технологии.
· Традиционные технологии (классно-урочная система)
Одна из передовых образовательных технологий – это проблемное обучение. Под этим термином понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего они и получают профессиональные знания, навыки, умения и развивают свои мыслительные способности, познавательную активность и эрудицию.
При этом проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только в том случае, если предлагаемое проблемное задание соответствует интеллектуальным возможностям ученика и пробуждает желание выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В роли проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, то есть
- строят гипотезу,
- намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
- аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают и доказывают.
Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность.
В первом случае ученик проявляет наименьшую познавательную деятельность: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель показывает пути ее решения, демонстрирует ученикам ход научного мышления и делает их как бы соучастниками научного поиска.
А вот в условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, которые побуждают ученика к самостоятельному рассуждению и активному поиску ответа.
Безусловно, технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества: способствует не только приобретению необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня умственного развития ученика, формирует способность к самостоятельному поиску знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду и обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью ученика.