Загрузка...

Передовые технологии: проблемное обучение

Передовые технологии: проблемное обучение

Особенность современного ФГОС состоит в том, что он прежде всего носит деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование уже уходит от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков, а формулировки ФГОС указывают на совершенно конкретные виды деятельности. 


В связи с этим меняются и технологии обучения. Наиболее актуальными становятся:

·         Информационно-коммуникационная технология

·         Технология развития критического мышления

·         Проектная технология

·         Технология развивающего обучения

·         Здоровьесберегающие технологии

·         Технология проблемного обучения

·         Игровые технологии

·         Модульная технология

·         Технология мастерских

·         Кейс-технология 

·         Технология интегрированного обучения

·         Педагогика сотрудничества.

·         Технологии уровневой дифференциации

·         Групповые технологии.

·         Традиционные технологии (классно-урочная система)


Одна из передовых образовательных технологий – это проблемное обучение. Под этим термином понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего они и получают профессиональные знания, навыки, умения и развивают свои мыслительные способности, познавательную активность и эрудицию. 


При этом проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только в том случае, если предлагаемое проблемное задание соответствует интеллектуальным возможностям ученика и пробуждает желание выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.


В роли проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. 


В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, то есть
- строят гипотезу,
 - намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
 - аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают и доказывают.


Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность. 


В первом случае ученик проявляет наименьшую познавательную деятельность: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель показывает пути ее решения, демонстрирует ученикам ход научного мышления и делает их как бы соучастниками научного поиска. 


А вот в условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, которые побуждают ученика к самостоятельному рассуждению и активному поиску ответа.


Безусловно, технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. 


Преимущества: способствует не только приобретению необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня умственного развития ученика, формирует способность к самостоятельному поиску знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду и обеспечивает прочные результаты обучения. 

Недостатки: большие затраты времени на достижение результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью ученика. 



Отправьте заявку

Заказать обратный звонок
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку