Загрузка...

Образование в мире: финская школа

Образование в мире: финская школа

Согласно международным исследованиям PISA, финские школьники показывают самый высокий в мире уровень знаний. Они же - самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. И что самое удивительное - при таких высоких результатах проводят наименьшее количество времени за учебой. 


Учебный год в Финляндии начинается в августе, ориентировочно с 8-го по 16-е, единого дня (как у нас 1 сентября) у них не существует. Заканчивается - в конце мая. В осеннем полугодии есть 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» - каникул и пасхальных. Обучение — по пятидневке, и только в первую смену. Пятница — укороченный день. 


Особенности обучения в финских школах: 


1. Равенство: 


- Школ 


Здесь нет «элитных» и «слабеньких». В самой крупной школе страны 960 учеников, в самой маленькой — 11. При этом все имеют одинаковое оборудование и возможности, а также пропорциональное финансирование. 
До недавнего времени финнам даже нельзя было выбирать школу, все отдавали детей в «ближайшую». Но, несмотря на то что запрет сняли, большинство родителей так и устраивают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши. 


- Предметов 


Финны не приветствуют углубленное изучение одних предметов в ущерб другим. Здесь нет такого, что математика важнее, например, чем искусство. Даже наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке, спорту. 


- Родителей 

Учителя не имеют доступа к информации о социальном статусе и профессии родителей, учитель узнает об этом в последнюю очередь, в случае необходимости. Любые вопросы, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены. 


- Учеников 


Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям. Здесь нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение детей друг с другом вообще запрещено. Дети на инвалидных креслах обучаются в общем коллективе. Для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха может быть создан специальный класс при обычной школе. 


- Учителей 

Финские учителя лишь выполняют свою работу - наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, независимо от того, какой предмет преподают. Не существует «любимых учителей» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу» и не выделяют любимчиков. Любые отклонения ведут к расторжению контракта. 


- Равенство прав взрослого и ребенка 


С 1 класса детям объясняют их права, в том числе и право пожаловаться на взрослых социальному работнику. Это стимулирует родителей к пониманию того, что их ребенок — самостоятельная личность, которую запрещено обижать как словом, так и делом. Педагогам также не резонно унижать учеников в силу ряда особенностей: заключение контракта только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением и высокая зарплата (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник), которую никому не хочется терять. 


2. Бесплатность 


Кроме самого обучения, здесь бесплатны обеды; экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность; транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится на расстоянии более двух километров; учебники, канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники. 


Любые сборы родительских средств запрещены. 


3. Индивидуальность 

Каждый ребенок обучается по индивидуальному плану обучения и развития. Это касается как содержания учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий, так и преподаваемого материала. Дети в одном и том же классе выполняют упражнения разного уровня сложности и оцениваются также согласно персональному уровню. 


Наряду с обычным обучением существует еще две уникальные разновидности образовательного процесса: 

- Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем, по сути, в России занимаются репетиторы. В Финляндии такая работа популярности не имеет, все учителя оказывают дополнительную помощь добровольно - во время урока или после него. 

- Коррекционное обучение — когда есть устойчивые проблемы в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, в связи со сложностями с запоминанием или с асоциальным поведением некоторых детей. Такого рода обучение проводят в малых группах или индивидуально. 


4. Практичность 

Как говорят финны: «Мы либо готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому в финских школах нет экзаменов, только контрольные и промежуточные тесты — и те на усмотрение учителя. Обязательным является только один стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, но учителя не пекутся о его результатах, поскольку ни перед кем за это не отчитываются и детей специально не натаскивают: что есть, то есть. 

В самой школе преподают только то, что реально пригодится в жизни. Здесь не зубрят устройство доменной печи, зато с детства знают, что такое портфолио, контракт и банковская карта. Они могут рассчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете или изобразить розу ветров на данной местности. 


5. Доверие 

Во-первых, здесь нет проверок, РОНО, методистов, обучающих, как обучать. В стране действует единая программа образования, но она представляет собой общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает нужным. 

Во-вторых, работает принцип доверия к детям. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее. Не поверите, но на уроке он может заниматься чем-то своим. Например, если на литературе все смотрят учебный фильм, но ребенку не интересно, он может почитать книгу. 


6. Добровольность 

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги стараются привлечь внимание ученика, но, если интерес или способности к учебе отсутствуют начисто, ребенка просто сориентируют на практически полезную, «несложную» профессию, вместо того, чтобы бомбить двойками. Ведь не всем дано строить самолеты, кто-то должен и хорошо водить автобусы. 
Для выявления склонностей ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед даже есть специальный штатный специалист — «учитель будущего». 

И несмотря на то что процесс обучения такой мягкий и деликатный, это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен для всех. Все пропущенные уроки должны быть «отсижены» в прямом смысле этого слова. Так, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. А если будешь мешать — то этот час тебе не засчитают. Не выполняешь то, что задают, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, стыдить тебя, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители, так же как их ребенок, не особо озабочены его учебой, то он просто спокойно останется на повторный год обучения в этом классе. 


7. Самостоятельность 


Финны уверены, что школа должна научить ребенка главному — успешной самостоятельной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем — для финнов важнее заученных формул.



Заказать обратный звонок
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку